Свяжитесь с нами

+7 (926) 617-06-03

Майлс Памела, Тру Гала. Обзор Рэйки как метода терапии биополя: история, теория, практика и исследования (перевод - Елена Павлова).

Об авторах

Памела Майлз, основатель Института по Продвижению Дополнительных Методов Терапии (Institute for the Advancement of Complementary Therapies, I*ACT), мастер Рэйки, читает лекции по комплементарной медицине и разрабатывает образовательные программы и исследовательские инициативы по энергетической медицине для больниц и организаций здравоохранения в Северо-Восточном регионе США. Гала Правда, доктор наук, старший научный сотрудник и заместитель директора по медицинской этике в Центре Политики Здравоохранения и Исследований им. Альберта Эйнштейна (Albert Einstein Center for Urban Health Policy and Research) в Филадельфии, штат Пенсильвания.

Miles P., True G. Reiki-review of a biofield therapy history, theory, practice, and research. Alternative Therapies in Health and Medicine. 2003. 9, №. 2, 62-72.

Рейки является универсальной энергией. Терапия Рэйки построена на легком прикосновении, которое, как полагают, позволяет сбалансировать биополе и укрепить способность организма к самовосстановлению. Хотя системные исследования эффективности Рэйки до сих пор немногочисленны, Рэйки все чащи используется в качестве дополнтельного метода к обычной медицинской помощи, в том числе в клинических условиях. В этой статье описана практика Рэйки, сделан обзор истории и теории Рэйки, необходимый, чтобы погрузить читателя в контекст этой популярной традиции исцеления. Будут обсуждены программы, которые уже используют Рэйки в клинических условиях, а также будут рассмотерны важные моменты для разработки подобных программ. Наконец, будут рассмотрены и оценены существующие в научной литературе исследования и предложены направления будущих исследований.

Американцы все чаще выходят за рамки традиционной медицины, исследования показывают, что основанные на энергетике методы лечения являются наиболее предпочитаемой альтернативой (1,2). Признается, что пациенты редко обсуждают использование подобных методов с лечащим врачом и большинство обычных медицинских работников не знакомы с принципами, лежащими в основе этих подходов. В этой статье мы ориентируемся на метод Рэйки, при котором терапия осуществялется с помощью легкого прикосновения (3), и предпримем попытку оценить и синтезировать то, что известно об истории, теории, практике Рэйки, а таже дать обзор состояния исследований Рэйки. В заключении мы выскажем мысли о будущих направлениях исследований и обсуждении программ, которые интегрируют Рэйки в клиническую практику, обсуждении проблем и вопросов, которые необходимо учесть в этой связи.

Национальный институт здравоохранения Центр Комплементарной и Альтернативной медицины (NCCAM) разделил энергетические подходы к лечению на 2 основные категории: основанные на биополе и основанные на биоэлектромагнитном поле. Согласно классификации NCCAM, первые из них должны затрагивать энергетические поля, которые окружают и пронизывают человеческое тело. Эти методы лечения включают в себя Рэйки, Цигун и Бесконтактный массаж (Therapeutic Touch), заключающиеся в касании определенного место рукой или безконтактное помещении его в биополе, существование которого до сих пор не доказано с научной точки зрения. Биоэлектромагнитная терапия предполагает использование электромагнитных полей (ЭМП), невидимых глазу полей электрической силы и электромагнитных токов. Хотя существование электромагнитных полей было доказано, терапия использует их отдельные уникальные аспекты, например, такие как магнитизм (4).

Терапия биополя, включая Рэйки, как правило, считается мерой с низкой степенью риска. Широкое применение этих методов, в сочетании с неподтвержденной эффектвностью, указывает на необходимость исследований в этой важной категории комплиментарной альтернативной медицины (КAM). Терапия биополя представляет собой особую исследовательскую задачу, так как биополя лежать за пределами возможностей технологии измерения. Тем временем все большее число медсестер, врачей и других медицинских работников начали интегрировать подобные виды терапии в уход за больным, и все большее число больничных программ предлагают их для своих пациентов и персонала. Граница между тем, что явлется основным методом, а что "альтернативным" или "дополнительным" часто является размытой, когда говорят о терапии биополя. Несмотря на эти проблемы, важно описать условия их использования на практике и разработать хорошо спланированные исследования их безопасности и эффективности (5).

Палео медицина и Рэйки

Понимание Рейки требует понимания корней традиционых методов исцеления, существующих бок о бок с Западной биомедицинской моделью. В этих системах знания и методы исцеления передаются от мастера практикующего к ученику, который, в свою очередь, становится целителем или мастером. Такая передача практики существует в разных культурах и в разных областях знания, хотя всегда есть культурные и тематические вариации. Коренные традиции Китая, Тибета, Африки, России, индейской Америки и Индии (Аюрведа) известны сейчас на Западе. В Европе в швейцарских Альпах был обнаружен "снежный человек", который замерз 5300 лет назад и был обнаружен во льду. При себе он имел мешочек с местными грибами, которые, как считается, могли быть активны в отношении к паразитам, обнаруженным в его кишечнике. Если это правда, то этот "снежный человек" явно имел доступ к медицинской помощи, пусть даже без научного метода. Хотя некоторые традиционные медицинские системы задействованы в современных передовых медицинских технологиях, например, таких, как операции на головном мозге в Индии или Африке, чаще эти методы концентрируются на том, что является слабой стороной обычной медицины. Например, традиционные целители используют "поющие чаши" из натуральных материалов и вызывают с их помощью тонкие колебательные поля, вызывающие резонанс во внутренних органах. Они могут управлять сознанием пациента и их умения требуют исползования медативных практик и духовной дисциплины.

История Рэйки

Микао Усуи (1865-1926), на протяжении всей жизни практикующий буддизм и будучи его преданным духовным подвижником, сформулировал корни того, что получило название Рэйки в начале 20-го века в Японии. Он обучался в монастыре, будучи ребенком практиковал боевые искусства с 12 лет и достиг мастерства в нескольких дисциплинах. Возможно, в связи с буддистским вероисповеданием Микао Усуи, Рейки часто упоминается как древняя тибетская техника, хотя нет никаких доказательств того, что это правда. Микао Усуи четко называл себя основателем Рэйки (6) и тибетская медицина не включает в себя методов исцеления руками или энергетикой.

Те, кто приходили к Усуи для исцеления, в течение нескольких минут проходили Инициацию перед тем, как освоить его метод самоисцеления. Первая ступень давалась свободно. После этого студенты должны были "заработать" следующие ступени через дисциплинированную практику. Каждый студент проходит свой собственный путь в обучении, согласно своему характеру, готовности и успехам. Микао Усуи не был дуалистом, он считал, что духовное раскрытие происходит через регулярную практику духовных техник, включающую использование символов. Это была именно система духовной практики, а физическое, эмоциональное и психическое исцеление воспринимались им как естественный побочный продукт. Студенты называли его учение методом исцеления руками Усуи (sui Hand Touch or Usui Hand Healing). Усуи подчеркивал важность мирной установки сознания и предложил своим ученикам 5 принципов, чтобы направить их.

  • Хотя бы сейчас не беспокойся.
  • Хотя бы сейчас не сердись.
  • Будь скромным. (Наш вариант - Почитай родителей, учителей и старших, прим. переводчика).
  • Честно зарабатывай себе на жизнь.
  • Будьте сострадательны к себе и другим. (Наш вариант - Относись с благодарностью ко всему живому, прим. переводчика).

В последний год жизни Усуи к нему пришел студент Чуджиро Хаяши (1878-1940), бывший морской офицер, с просьбой разработать терапевтические аспекты метода отдельно от строгих медитативных практик. Усуи согласился. После смерти Усуи, Хаяши стал развивать систему Рэйки в качестве практического метода, без сильного обременения духовными практиками. Он нахвал свою технику Хаяши Шики Рэйки, и, хотя Усуи иногда использовал слово Рэйки, возможно система стала называться Рэйки именно после Хаяши. "Рэй" - означает высокую или тонкую энергию, а "Ки" - эквивалентно китайскому "Ци" (7). Хотя система Хаяши была упрощена по сравнению с системой Усуи в том, что касается духовных практик, использование подобного термина предполагало, что метод коренится в духовности, что он обращается к неделимой осознанной энергии для исцеления.

Хаяши открыл небольшую клинику на 8 мест в Токио, где 16 практикующих давали сеансы Рэйки в парах. В какой-то момент, взгляды Хаяши разошлись с типично буддийским подходом Усуи, принимавшим в ученики и исцелявшим за маленькие деньги, Хаяши отметил, что люди были более заинтересованы в исцелении, когда платили за свое лечение (6,9). Таким образом Рэйки вышло на медицинский рынок и стало доступно за пределами круга духовных искателей, был установлен денежный эквивалент за обучение и исцеление.

Г-жа Хавайо Таката (1900-1980), ставшая первым поколением американцев, использовавших метод Рэйки, пришла в клинику Хаяши в 1936 году, страдая от болей в животе и затрудненного дыхания (9). После лечения в течение 4-х месяцев ее здоровье было восстановлено (10), она стала целителем, вернулась в США и практиковала в своей клинике. Она вернулась домой на Гавайи в 1937 году, выполняя получение Хаяши "принести Рэйки на Запад". Хаяши посетил Гаваи в 1938 году для того, чтобы провести обучение, прочитать лекции и дать Такате Посвящение в мастера Рэйки. Хаяши подписал ее сертификат 21 февраля, удостоверяя, что Таката полностью дипломированный Рэйки мастер и единственный мастер за пределами Японии в то время, а также первая в традиции женщина. Хаяши понимал, что Усуи стремился создать широко доступное учение, и взял на себя смелость выйти за рамки культурной традиции, которая ранее была ограничена кругом японских мужчин. Столкнувшись с проблемой преподавания японской техники христианскому населению в ином социально-психологическом климате, предшествовавшем Второй мировой войне, Таката прагматично изменила вероисповедание Усуи, представляя его как христианина (6,9). Она не стала при этом изменять практику и передавала ее так, как преподавал Хаяши, подчеркивая важность самостоятельного исцеления. Таката преподавала Рэйки в течение многих лет на Гавайях. В 1973 году она была приглашена на материк, где преподавала в течение последних 7 лет своей жизни. Таката умерла в декабре 1980 года, инициировав 22 мастера Рэйки (Хаяши и Усуи подготовили каждый около 18 мастеров).

За 15 лет после ее смерти, Рэйки распространилось по всему миру и вернулось в Японию, где эта практика изолировано существовала все это время. В середине 1990-х годов, несколько западных мастеров Рэйки обнаружили небольшую группу целителей, которые были первоначально обученных Усуи, либо Хаяши. Один из этих студентов пояснил различие между двумя изначальными системами, говоря, что метод Усуи - это духовная техника исцеления, приносящая исцеление фундаментальное, помогающая стать частью универсальной энергии, в то время как исцеление энергетических центров тела в системе Хаяши направлено на исцеление симптомов тела и ума (6). Это различие никогда не было научно исследовано, но оно представляет существенное значение для теории, на которой этот метод построен. Термин Рэйки относится как к целительской системе, так и к энергии, лежащей в ее основе.

Почти все практикующие Рэйки за пределами Японии сегодня ведут свое происхождение от 22 мастеров, обученных Такатой. Есть также два мастера, Хироши Дои (Hiroshi Doi) и Премаранта (Premaratna), которые практикуют Рэйки, восходящее напрямую к Усуи и Хаяши. В этой статье термин Рэйки используется для обозначения традиционной техники, как ее преподавала Таката, если не указано иное. В соответствии с азиатской философией передачи духовных практик, при которых человек всегда считает себя "студентом", даже достигнув уровня "мастера", мы используем термины "целитель", "практикующий" и "студент" как взаимозаменяемые.

Лечение традиционным Рэйки

Исцеление (лечение) Рэйки осуществляется через легкое прикосновение к полностью одетому человеку, лежащему или сидящему в кресле. Тихая обстановка, способствующая релаксации, желательна, но не обязательна. Полный целительский сеанс обычно включает в себя размещение рук на 12 позициях головы, передней и задней частях туловища. Руки также могут быть размещены непосредственно на месте поражения или болей, если человек этого хочет, но техника сеанса этого не требует (11). Когда даже легкое прикосновение противопоказано, как при наличии повреждений, руки могут зависать на несколько дюймов от тела (12). Сессия может быть короче и продолжаться столько, сколько это необходимо (9), но как правило она длится от 45 до 75 минут. Принимающий не обязательно должен быть в сознании (13) и Рэйки можно дать во время хирургической операции (11). Практика Рэйки прежде всего пассивна, она воплощает азиатскую философию не-делания (14). Сеанс Рэйки работает на исцеление целителя, как и получающего сеанс партнера. Практикующие считают, что Рэйки способно сбалансировать биополе на самом глубоком энергетическом уровне, устранив тонкие причины болезни (9) при одновременном повышении общей сопротивляемости. Поскольку Рэйки является целостным и поддерживает общее исцеление и благополучие, невозможно предсказать, насколько быстро будут устранены специфические симптомы. Как правило, при лечении хронических заболеваний, должно пройти не менее 4 полных сеансов лечения, чтобы оценить клиническую пользу.

Обучение Рэйки

Рэйки имеет две ступени и уровень мастера, причем каждый уровень имеет определенную сферу практики. В основе подготовки, также уникальной для этой практики, лежит серия Посвящений или Инициаций, которые, как полагают, могут соединить студента с основопологающей сознательной энергией Рэйки, которая определяет поддержание жизненно-важных функций и направляет клеточные процессы (7). Это соединение доступно в любое время, вне зависимости от состояния здоровья студента и его психического состояния. Сеансы самому себе рассматриваются как основная практика, фундамент всех других ступеней (9). Практика Рэйки сама запускает процесс саморазвития и студентам не надо долго учиться Рэйки, достаточно пройти Инициацию и практиковать. Инициация на каждой ступени знаменует начало исследования на новом уровне, а не его кульминацию (6,9).

Первая ступень Рэйки подходит для студентов любого возраста и состояния здоровья, если они имеют желание практиковать (12). Целители первой ступени способны исцелять себя и других, используя касание рук во время сеанса, направляющее целительскую энергию. Эффективность лечения не связана со способностями человека различать или понимать эту энергию (15). Целесообразно практиковать сеансы не менее 3-х месяцев, прежде чем прийти на вторую ступень (3). Студенты второй ступени обучаются использовать специальные символы для доступа к энергии Рэйки при дистанционном лечении. Группы обучения первой и второй ступени требуют от 8 до 12 часов каждая. Как правило обучение проходит в групповом режиме, хотя может быть организовано и индивидуально. Студент проходит 4 Инициации на первой ступени Рэйки и по одной Инициации на каждой из двух оставшихся (на второй ступени и мастерской).

На всех ступенях Рэйки развивается через практику. Нет необходимости и даже не рекомендуется получать более высокие посвящения, чтобы улучшить свои целительские умения. Причина, чтобы получить вторую или третью ступень, только в том, что нужен конкретный навык исцеления на расстоянии или требуется обучать других и давать Посвящения на уровне мастера. Студенты любой ступени могут продвигаться только через практику и постоянные сеансы самому себе. Таким образом, мастера Рэйки не являются людьми, "освоившими Рэйки", это просто студенты, которые чувствуют призвание научить других и продолжают учиться через это обучение. Истинное мастерство в смысле Усуи, Хаяши и Такаты - это не вопрос получения посвящения, а скорее жизнь, посвященная практике (3).

Практика Рэйки от 3 до 10 лет создает достаточную базу для того, чтобы заниматься обучением других. Мастер готовится к своему Посвящению по крайней мере год (3). При обучении на любом уровне, ответственность мастера Рэйки заключается в том, чтобы учитывать необычные обстоятельства и использовать их в индивидуальной подготовке студента. Рэйки стало известно путем прямой передачи от мастера Рэйки к мастеру и не может быть изучено по книгам (3) ни в каком из уровней обучения, включая обучение преподаванию Рэйки или обучение динамике терапевтических отношений. Обучение, описанное выше, сформировалось как идеал в системе Такаты. Тем не менее, после ее смерти в 1980 году многие студенты Рэйки не получили такой тщательной подготовки. На сегодняшний день студенты получают меньше подготовки, чем в период основания метода, и могут оставаться с ложным впечатлением, что они теперь подготовленные мастера Рэйки. Тогда им остается только расти в мастерстве на протяжении многих лет дисциплинированной практики.

Хотя существует несколько профессиональных организаций для мастеров Рэйки, они придерживаются стандартов о последовательности обучения, установленных Такатой. Альянс Рэйки (Reiki Alliance) насчитывает более 700 членов в 45 странах, которые соблюдают общий кодекс этики, включающий уважение отношений врача и пациента (3). Есть также мастера Рэйки, не связанные с Альянсом, но соблюдающие этику традиции в своей практике и выдерживающие полный цикл подготовки для каждого своего студента. Важно отметить, что сертификат не передает достоверную информацию о качестве подготовки. Таким образом, полезно учесть для себя ряд факторов при поиске целителя или мастера, практикующего Рэйки, в том числе период регулярной дачи сеансов себе и партнерам (клиническая практика) и продолжительность обучения, интервалы между Посвящениями разных уровней. Эти вопросы рассматриваются в других разделах этой статьи.

Теория Рэйки

Нет единой теории о том, как работает Рэфки и механизмы его действия до сих пор неизвестны. Из-за этого Рэйки подвергается критике и скептическим нападкам: как может быть эффективно Рэйки, если неизвестен биологических механизм его действия? По утверждению Дэдида Хаффорда стремление судить, что истинно, а что ложно на основании уже существующих современных научных знаний просто приведет к тому, что теоретические неправдоподобные тезисы будут игнорироваться наукой, что остановит все поиски еще до их начала, не оставляя места для создания теории для существующих энергетических практик, построенных на прикосновении, таких как Рэйки, безконтактный массаж, Цигун и др. (16) Понятия, лежащие в основе энергетических методов лечения, таких как Рэйки, имеют теоретические много общего с различными моделями в физике, ни один из которых не был экспериментально связан с медициной или клитическими результатами. Модели биоэлектромагнетизма и квантовой физики (17), теория суперструн (18) вполне согласуются с азиатской моделью мира (19-23) и предполагают, что очень тонкие энергии могут быть субстратом реальности, которую мы знаем, поэтому такая энергия может определять здороье или болезнь. Например, Ян Валлижек и Эйб Либофф (Ян Walleczek 24, Эйб Liboff 25) в области биомагнетизма предполагают научное обоснование потенциальной роли сил тонких биоэлектромагнитных полей в физиологических процессах. Валлижек, в частности, убедительно показал, что колебания магнитных полей может иметь измеримое взаимодействие с биологическими системами в области окислительно-восстановительного потенциала и реакции гидроксилирования. Хотя эти исследования находятся на ранних стадиях, установленные связи позволяют предположить, что теоретическое обоснование Рэйки и других видов энергетической терапии не находятся в прямом противоречии с существующими научными моделями.

Рэйки понимается как передаваемая через канал целителя в соответствии с потребностью получателя энергия (26), что основано на способности целителя передвать вибрацию. В начале практики студентам бывает трудно понять, что не-делание может быть настолько эффективным. Это понимание приобретается посредством длительной практики. Тот факт, что энергия затребуется самим получетелем, обеспечивает гибкость и легкость доставки. То обстоятельство, что способность практикующего становиться каналом (проводником) для этой энергии может изменяться в течением времени, в конечном счете, не приносит ничего плохого для техники сеанса (9). Механизм саморегуляции в Рэйки не позволяет случиться "передозировке", даже сухая губка впитывает только по наполнения. Получающие сеанс с опытом знают, когда уменьшается поток энергии и ощущают его как вибрацию, жар или прохладу, а также как волны расслабления по всему их телу или в конкретных областях, которые могут соответствовать или нет тому месту, на котором лежать руки целителя (26-28). Такие переживания могут быть свитедетельствами тонкого эффекта, аналогично исцелению звуком, в результате которого вибрации Рэйки приводят биополе получателя к большей гармонии. Считается, что Рэйки способно сбалансировать биополе, укрепляя тем самым способность организма к исцелению и увеличивая системную устойчивость к стрессу. Уменьшить стресс и стимулировать самовосстановление помогает, по-видимому, состояние глубокой релаксаци, когда тонус вегетативной нервной системы "сбрасывается". Сторонники Рэйки считают, что это приводит к усилению функций иммунной системы и увеличению производства эндорфинов.

Программы включения Рэйки в клиническую практику
В таблице ниже приводится краткая информация о больницах, которые внедрили Рэйки в клинических условиях. Большинство из этих программ не подвергалось систематической оценке из-за бюджетных или временных ограничений. Тем не менее, сотрудники, пациенты и администраторы программ сообщают о ряде преимуществ, включая снижение тревожности и более низкое использование обезболивающих препаратов, увеличение удовлетворенности лечением у хирургических больных (29) и уменьшение числа общих геронтологических жалоб, таких как тревога, одиночество, бессонница, боли у пожилых людей, живущих в обществе. Рэйки легко "помещается" в формат снижения вреда от других воздействий (30) или с успехом используется в сочетании с медицинской и психиатрической помощью людям с комбинированным диагнозами ВИЧ и психиатрическими эмоциональными расстройствами, болями, а также в качестве поддержки их готовности лечиться. Рейки первой ступени практикуют дети с раком и их семи для себя и друг для друга. Рэйки явлется поддерживающей терапией для хосписной и паллиативной медицины (31). Майлс Памела, Тру Гала. Рейки - обзор биотепевтических подходов. История, теория, практика и исследования

Обзор Рэйки в клинической практике

Хотя Рэйки впервые прокладывает себе путь в клиническую практику, оно все больше и больше используется в различных медицинских учреждениях, включая хосписы (26,31), учреждения скорой помощи (32), психиатрические клиники (33), операционные (29, 34), дома престарелых (35), педиатрические клиники (12), учреждения по реабилитации (35), центры планирования семьи, акушерские и гинекологические подразделения и подразделения неонатального ухода (36), центры лечения СПИДа / ВИЧ (37,38) и подразделения по трансплантации органов (38), а также при лечении различных заболеваний, таких как рак (39), боли (27, 29, 34), аутизм и уход за людьми с особыми потребностями, бесплодие, нейродегенеративные расстройства и синдром хронической усталости. О популярность Рэйки среди населения свидетельствуют его упоминания в самых разнообразных публикациях в том числе в New York Times и Time, Esquire, Town & Country.

Существует 3 разновидности практиков Рэйки:

  • Лица, которые используют Рэйки для себя, своей семьи и своих друзей.
  • Лицензированные и нелицензированные специалисты-медики, предлагающие отдельно курс лечения Рэйки или сочетающие Рэйки с другими методами (например, в сочетарии с массажем или физиотерапией).
  • Предложение сеансов или обучения Рэйки на базе больниц или других организаций.

Рейки как метод снижения напряжения легко интегрируется в обычную медицину (12), поскольку он не требует ни использования веществ, ни манипулятивных прикосновений, которые могут быть противопоказаны или нести неизвестные риски, а также потому, что форма сеансов Рэйки является гибкой и при необходимости может быть приспособлена к медицинским обстоятельствам. Рэйки может быть использовано для поддержки обычных медицинских вмешательств (12, 27, 40). Кроме того, при использовании Рэйки повышается сознательность пациента, это опыт расслабляющий и приятный, увеличивающий комфорт и улучшающий отношения с персоналом, а также, возможно, снижающий побочные эффекты процедур и лекарств. По отчетам персонала, им нравится давать Рэйки (12). Педиатры и другие работники детских больниц, которым как правило приходится причинять боль своим пациентам, нуждающимся в медицинской помощи, выражают благодарность за инструмент, который сводит к минимуму дискомфорт пациента и быстро успокаивает проблемных детей (29, 36). Многообещающими являются предварительные исследования эффективности Рэйки в управлении болью.

Первой ступени Рэйки легко научиться и она может быть использована для самопомощи пациентов (26). Обучение практике самостоятельного лечения может уменьшить побочные эффекты обычных медицинских вмешательств и расширить права и возможности пациентов, давая им простой и эффективный способ снизить беспокойство, бессонницу и боль (26) при скромной цене (41). Пациент получает ресурс уменьшить свои собственные страдания, что помогает ему лучше следовать обычному лечению и быть более ответственным партнером при взаимодействии с медицинскими работниками (11).

Введение Рэйки в клиническую практику

Даже при отсутствии большого числа стандартизированных исследований, врачи и администраторы больниц стали продвигать Рэйки в числе своих услуг (12). Понимая это, мы приводим некоторые проблемы и вопросы, которые в связи с этим возникли (42). Есть три пути, через которые Рэйки в настоящее время включается в традиционную медицинскую помощь:
  • Медицинский персонал учится первой ступени Рэйки и использует его для помощи себе, а также интегрирует утешительное прикосновение в рутинную медицинскую помощь;
  • Целители Рэйки предлагают лечение для пациентов и персонала;
  • Больница организует обучение первой ступени Рэйки для пациентов, членов их семей и лиц, осуществляющих уход.

Вызовом является найти и определить практикующих Рэйки, которые имеют необходимую подготовку, клинический опыт и профессионализм, чтобы стать частью такой команды в здравоохранении (43, 44). На сегодняшний день Рэйки не лицензируется и, учитывая низкий уровень риска, вряд ли лицензироваться будет.

На первом шаге клиника приходит к решению предложить лечение или обучение методом Рэйки, или и то, и другое. Для этого необходим целитель или мастер Рэйки (если будет проводиться обучение). Мастер Рэйки должен быть традиционного обученным, проходившим обучение в течение нескольких лет и практикующим по всем ступеням, имеющим соответствующую подготовку и клинический опыт, настроенным на интеграцию с другими медицинскими воздействиями, имеющим рекомендации от практикующих врачей.

Иначе квалифицированному практику Рэйки может понадобиться руководство в том, как работать в медицинской, а не частной практической среде (45). Если ожидания сообщены и согласованы, то предпочтительней использование Рейки практиков без медицинского образования, а не прошедших обучение Рэйки медицинских работников, чтобы они предлагали сеансы Рэйки пациентам. Интегративная медицина призывает к внедрению в медицинские учреждения и присутствию в них преданных своему делу и опытных практикующих "мирян" (не медицинских работников), даже когда их опыт лежит за пределами традиционной академической парадигмы (16, 46).

Нет профессиональных стандартов в практике Рэйки, поэтому сам по себе сертификат имеет немного смысла. Обсуждение следующих вопросов может быть полезным при оценке знаний и умений практикующего Рэйки целителя для совместной работы в медицинских учреждениях:

  1. Сколько времени заняла ваша подготовка, когда Вы получили каждый уровень и сколько часов обучения Вы проходили на каждой из ступеней?
  2. Даете ли Вы себе сеансы ежедневно?
  3. Был ли у Вас клинический опыт?
  4. Как бы Вы описали Рэйки?
  5. Как бы Вы ответили на вопросы о смысле различных ощущений, которые испытывает ваш партнер во время или после лечения?
  6. Как Вы себя чувствуете до и после сеанса?
  7. Какую роль Вы видите для себя в составе междисциплинарной команды в здравоохранении?

Стандарт медицинской помощи должен соблюдаться для любого пациента, который получает Рэйки в клинических условиях, в том числе тщательный контроль за лекарствами. Есть сообщения, что лицам страдающим диабетом, в частности, требуется меньшая дозировка лекарств после начала лечения. Амбулаторные больные с ВИЧ / СПИДом были в состоянии уменьшить дозировки психиатрических препаратов под наблюдением врача при использовании самолечения Рэйки. Представляет интерес, что люди с ВИЧ / СПИДом также сообщают о большей готовности пользоваться обычным медикаментозным лечением и повышении легкости соблюдения своих регламентов лечения после использования самопомощи Рэйки (47).

Состояние публикаций по исследованиям Рэйки

Преобаладающее количество опубликованных исследований Рэйки на сегодняшний день состояит из ограниченного числа сообщений о случаях, описательных исследований или рандомизированных контролируемых исследованиях, проведенных с небольшим числом пациентов. Это характерно для исследований дополнительных методов лечения. Напрмер, Ке с коллегами (48) рассмотрел исследования дополнительных и альтернативных методов лечения из 11 журналов Американской медицинской ассоциации, и обнаружил, что одна треть этих публикаций были обзорами литературы или рассуждениями на их основе и только одна пятая часть составляла рандомизированные и контролируемые пробы. Хотя немногие из уже опубликованных исследований Рэйки являются рандомизированными контролируемыми исследованиями, важно рассмотреть эти публикации, чтобы понять существующий контекст для практики Рэйки и спланировать будущие рандомизированные контролируемые испытания сенсов Рэйки в качестве медицинских услуг. Из-за параллелей между Рэйки, безконтактным массажем и дистанционным воздействим, таким как молитвы о помощи, эти методы иногда изучались вместе, что приводило к путанице в оценке их отсроченных эффектов. Здесь будут рассмотрены рандомизированные исследования с контролем условий плацебо, где Рэйки сравнивалось с другими целительскими методами. Майлс Памела, Тру Гала. Рейки - обзор биотепевтических подходов. История, теория, практика и исследования
Рандомизированные контролируемые исследования Рэйки и других энергетических методов дистанционного лечения
Эстин с коллегами предприняли систематический обзор рандомизированных исследований любых форм "дистанционного лечения", которые определяются как "методы, подразумевающие исцеление через некоторый обмен или установление канала супра-физической энергии" (49). Этот обзор включал рандомизированное и контролируемое исследование по Рэйки, но его отдельные выводы стоит пересмотреть. Через поиск статей по базам данных ресурсов MEDLINE, PsychLIT, EMBASE, CISCOM и Cochrane Library исследователи нашли 23 исследования с участием 2774 пациентов. Были рассмотрены только рандомизированные исследования и исследования, включающие группу плацебо или другую контрольную группу. Рассматривались только исследования в рецензируемых журналах, которые были скорее клинически, а не экспериментально ориентированы. Всего Эстином с коллегами было найдено более 100 клинических испытания удаленного лечения, но только 23 из них отвечали критериям, изложенным выше. Эти исследования были разбиты на 3 категории: дистанционное лечение (включая Рэйки), молитвы и массажа. Методологическое качество каждого исследования было оценено с точки зрения метода рандоизации, качества описания, метода контроля плацебо, а также описания процедур отбора и отсева данных (50). Каждое исследования оценивалось по силе эффекта. Величина эффекта для разных форм дистанционного лечения, которое включало Рэйки, было равно 0.38, (P = 0,073), для молитвы 0,25 (P = 0,009), для дистанционного массажа размер эффекта составил 0,63 (Р = 0,003). Размер эффекта был также рассчитан для 16 двойных "слепых" исследований (ни пациент, ни оценщик не информированы), что дало величину эффекта 0,40 (P 0,001).

В ряде исследований с начала 1990-х годов, Вирт с коллегами исследовал воздействие Рэйки в сравнении с различными другими видами дистанционного исцеления на доль после удаления третьего моляра (51), заживление ран (52), гематологические показатели (53), электромиографические изменения (sEMG) и вегатитавные показатели (54). Вирт продемонстрирвал значительное снижение боле и азотосодержащих веществ в моче (blood urea nitrogen, BUN) и тенденцию к нормализации уровня глюкозы в крови для тех, кто имел ее повышенный уровень (53).

Мансур и его коллеги предприняли исследование, чтобы оценить могут ли испытуемые и независимые наблюдатели быть в неведении ("слепыми"), когда к ним применяется "реальное", а когда "фиктивное" Рэйки (55). В исследовании использовалась красивая "квадратная" экспериментальная схема с 20 "слепыми" испытуемые (12 студентов колледжа, 4 выживших после рака молочной железы и 4 наблюдателя). В исследовании участвовало 2 целителя Рэйки и 2 "актера", которые были обучены повторять движения Рэйки (33). Испытуемые получили последовательные сеансы от двух различных практикующих в каждом раунде воздействия. Были использованы следующие комбинации: Рэйки + Рэйки, плацебо + плацебо, Рэйки + плацебо и плацебо + Рэйки. Испытуемых просили оценить воздеймствие и угадать, когда они подвергались воздействию Рэйки, а когда это было плацебо. Никто из испытуемых не мог точно угадать, когда действовал целитель, а когда актер. Эти данные подтверждают работу Аи и коллег (56), сообщившими от успешном "ослеплении" пациентов и независимых наблюдателей с точки зрения использования плацебо по сравнению, например, с Цигун терапией. Еще один интересный вывод из исследования Мансура был сделан на основании анализа протоколов самоотчетов испытуемых. Испытуемые сообщали, что ощущения были наиболее интенсивными во время второго раунда вмешательства, когда они получали Рэйки + Рэйки, что позволяет предположить существование кумулятивного эффекта Рэйки (55).

И, наконец, Шифлетт с соавторами (15) использовали модифицированную двойную слепую плацебо-контролирующую конструкцию эксперимента, чтобы исследовать воздействие Рэйки на больных ишемическим инсультом. Десять пациентов лечил мастер Рэйки, 10 - целитель первой ступени, еще 10 были обработаны фиктивными целителями, которые прошли подготовку по методу Рэйки, но не получили Посвящения. Еще 20 испытуемых составили контрольную группу, данные которой использовались для сравнения. Результаты не показали измененных стандартными инструментами краткосрочных эффектов лечения. Тем не менее, авторы отметили, что они не имели данных о долгосрочных измениях состояния когнитивных процессов, поэтому не было возможности оценить влияние Рэйки на эту переменную.

Разведывательные исследования физиологических изменений, связанных с Рэйки
В одном из исследований Ветцель тестировалась гипотеза, что связанная с прикосновением терапия увеличивает возможности перенесения кислорода, что может быть оценено с помощью замеров гемоглобина и гематокрита (57). Ветцель измеряла их значения в течение 24 часового периода, в процессе которого экспериментальная группа из 48 практически здоровых взрослых проходили обучения по 1 ступени Рэйки. В экспериментальной группе были продемонстрированы значительные изменения обоих показателей по сравнению с небольшой контрольной группой из 10 здоровых медицинских работников, у которых не было выявлено никаких изменений.

Уордел и Энгебретсон использовали похожий дизайн исследований с одной контрольной и одной экспериментальной группой для изучения влияния 30-ти минутного сеанса Рэйки на 23 здоровых испытуемых. Данные о биологических маркерах, связанных с реакцией стресса, такие как уровень тревожности, IgA и кортизол в слюне, кровяное давление, КГР, мышечный тонус и темпераратура кожи, были собраны до, в процессе и после сеанса Рэйки. Результаты показали биохимические изменения в направлении более высокой степени релаксации и иммунной чувствительности, со значительным снижением тревожности, снижением систолического артериального давления и увеличением уровня IgA в слюне. Было незначительное снижение кортизола в слюне (59).

Бревитт, Виттето и Хартуэлл изучили 5 пациентов с различными хроническими заболеваниями (рассеянный склероз, волчанка, фибромиалгия и зоб щитовидной железы), которые получали 11 сеансов Рэфки в течение периода в 9-ть недель (60). Они измеряли изменения электрического сопротивления кожи в более, чем 40 местах, соответсвтующих позициям Рэйки, а также отчеты пациентов о тревоге, болях и их мобильности. Значительные изменения произошли в трех местах кожи, соотвествующих меридианам, где было касание. Пациенты сообщили об увеличении релаксации, уменьшении боли и повышении мобильности. Хотя эти результаты могут быть смещены из-за отсутствия предваретельных гипотез о том, какие специфические позиции будут активны, исследование может дать направление для будущих экспериментов.

Описательные и феноменологические исследования
Ряд недавних наблюдений и описательных исследований были сосредоточены на воздействии Рэйки на уменьшение боли, увеличение релаксации и укрепление чувства благополучия у пациентов. В 1997 году Олсон и Хансен исследовали влияние Рэйки на хроническую боль с использованием замеров до и после воздействия посредством стандартизованных опросников. Двадцать добровольцев, которые испытывали хронические боли по различным причинам, в том числе больные раком, продемонстрировали значительное снижение боли после однократного 75 минутного сеанса Рэйки (61). Это исследование ограничено своим дизайном и наличием ряда потенциально вмешивающихся переменных, но указывает на возможные клинические применения Рэйки, которые должны быть изучены дополнительно.

Общество Windana в Мельбурне, Австралия, использует в клиническом лечении Рэйки в течение более 10 лет и обеспечивает всестороннюю помощь клиентам, которые проходят лечение по освобождению от алко- и наркотической зависимости (62). Как клиенты, так и сотрудники приписывают ряд результатов терапии использованию Рэйки, в том числе уменьшение боли и улучшение сна, настроения и ясности мышления. Их данные подтверждают гипотезу о том, что Рэйки способствует большему чувство самосознания и целостности и приносит глубокое расслабление. Клиенты сообщили, что Рэйки принесло им чувство мира и благополучения, что позволило им продолжать восстановление и расширить сеансы консультирования.

Повышенное осознавание, чувство внутреннего благополучия и спокойствия в сообщениях клиентов общества Windana также были определены в качестве одной из основных тем в качественных данных, собранных Энгебретсон и Варделл (58). Испытуемые выразили чувство безопасности и воприятие установившейся связи с целителем. Некоторые испытали то, что авторы определи как измененное состояние сознания между бодрствованием и сном. Авторы отмечают, что такие состояния сознания часто связаны с духовным опытом и количественные методы исследования могут быть слишком просты, чтобы передать нелинейный опыт испытуемых. Учет этой точки зрения имеет важное значение для эффективной разработки будущих исследований Рэйки. Чувство связи, пережитого испытуемым по отношению к ранее незнакомому целителю представляет интерес в свете исследований, которые выявили связь между врачем и пациентом в качестве важного фактора в исцелении (63). Описательные и качественные данные дают нам важную информацию о возможных преимуществах Рейки с точки зрения тех, кто использует его в условиях здравоохранения.

Направления будущих исследований
Хотя речь пока идет в основном об описательных исследованиях или рандомизированных контролируемых исследованиях с констркутивными ограничениями, они свидетельствуют о благотворном влиянии Рэйки и дают убедительные аргументы в пользу необходимости проведения дальнейших исследований. Будущие исследования по определению механизмов действия Рэйки, могут основываться на уже проделанной работе и должны быть в курсе зарождающихся теорий в физических науках. В то же время, очень важно провести хорошо спланированные исследования конкретных биологических эффектов, а также оценить потенциальные клинические преимущества Рейки.

В случае терапии биополя важно понять, что практика считает необходим для передачи целительской энергии. Для Рэйки это Инициация и пассивное подставление под энергию в сеансе и это объяснительная модель должна быть принята во внимание. Привеление практиков, хорошо осведомленных относительно теории и практики Рэйки и знакомых с методами и ограничениями нучных исследований на самых ранних этапах разработки исследования позволит значительно повысить их качество.

Большее включение в исследования методов дополнительной и альтернативной медицины смешанных методологических конструкций (где качественные методы используются для расширения у уточнения выводов из количественных данных) было бы полезно в исследованиях энергетической медицины (46,64,65). Так, например, если качественные и описательные данные, говорят о том, что получатели Рэйки ощущают большую осознанность, чувство «сосредоточенности» и общего благосостояния, то эти важные результаты, чтобы попытаться их измерить, даже если связи между этими "ориентированными на пациента" конструкциями и "клинически значимыми" результатами (такими как большая восприимчивость к терапевтическому консультированию) трудно измерить. Рандомизированные контролируемые исследования не могут быть идеальной статегией в случаях, когда результаты измерений оказываются связаны с хроническим заболеванием с неопределенной траекторией развития, при котором лечение не является стандартизованным или состоит из нескольких компонетов (66).

Дальнейшие исследования с использованием объективных маркеров для отслеживания реакции на вмешательство может опираться на методы современной генетики, такие как ген TheraTrak или protein expression system (67). Эти методы позволять отследить реакцию пациента на терапевтическое вмешательство таким же образом, как мы исторически использовали гематокрит пациента для отлеживания реакции на препарат железа.

В настоящее время три исследования Рэйки, финансируемые NCCAM, находятся на стадии разработки. Один из университетов Мичигана исследует применение Рэйки для пациентов с диабетической нейропатией. Второе исследование, осуществляемое Медицинским центром им. Альберта Эйнштейна в Филадельфии, рассматривает использование Рэйки для улучшения качества жизни и духовного благополучия у пациентов с продвинутой стадией ВИЧ / СПИД (70). Третье исследование на пациентах с фибромиалгией проводит Департамент семейной медицины Школы медицины Университета штата Вашингтон (69). Принимая во внимание что методы терапии биополя, такие как Рэйки, Цигун и Бесконтактный массаж, могут иметь различные механизмы действия, все они разделяют с медитацией эффект перемещение человека в направлении релаксации, что связано с состоянием здоровья и исцелением. Исследование, которое будет основано на этой общности, могло бы продвинуть наше понимание процесса заживления, оставляя за пациентом и врачом выбор того, какой контретно метод применим в данной ситуации и данному человеку.

Многие методы комплиментарной (дополнительной) и альтернативной медицины, и тонкие энергетические методы в частности, направлены на то, чтобы облегчить страдание, восстановить равновесие и вернуть каждому человеку его целостность. Стандарты воспроизводимости и обобщения результатов центральной научтной парадигрмы могут быть в не ладах с индивидуализированностью практики и лечения Рэйки. Тем не менее, тот факт, что так много людей приняли Рэйки как целительскую практику и обращаются за лечением к целителям Рэйки означает, что мы должны найти способы, чтоба найти его потенциальные выводы и приложения. Исследования с использованием имеющихся в настоящее время и новых методов будут представлять нам данные о возможных механизмах, но что более важно, мы должны исслдедовать, как Рэйки может принести пользу пациентам, и в каких конкретно областях. Опыт и отчеты о преимуществах Рэйки от пациентов, медицинских работников, а также Рейки практиков требуют, чтобы мы это сделали.

Обсуждение

Исцеление является многогранным процессом, который усиливается за счет снижения стресса и доступа к внутренним ресурсам. Исследования показывают, что пользователи ищут дополнительной и альтернаривной терапии конгруэнтных себе ценностей, верований и философских взглядов на жизнь и благополучие (70). Пациенты ощущают Рэйки как расслабляющую практику, свободную от догм, которая связывает их врожденную духовность с опытом, уникальным для каждого человека (29,35).

Будущим исследованиям эффективности Рэйки следует определить измеряемые переменные, в том числе такие, как повышение чувства духовного благополучия, которые имеют отношение к опыту пациентов и которые могут оказать влияние на клинический исход. В комплексной медицинской практике больницы будут сотрудничать с профессиональными, хорошо обученными, высококвалифицированными и опытными мастерами Рэйки, проводящие обучение персой ступени для пациентов и включающиеся в систему непрырывного образования для сотрудников (45). Выпускники таких программ, существующих сегодня, сообщают, что первая ступень Рэйки является простой в обучении и эффективной практикой для поддержания личного благополучия, улучшения клинических навыков, и хорошо сочетающется с традиционной медициной.

Рейки прошло полный круг. Усуи создал духовную практику, которая включает в себя исцеление, как побочный эффект. Хаяши разработал целительскую практику, которая приводила к духовному совершенствованию тех, кто применял ее регулярно, исцеляя себя или других. Последовательность является ключом. Но во всех своих модицикациях Рэйки остается духовной дисциплиной, которая должна практиковаться регулярно, чтобы в полной мере проявить свои преимущества.

Благодарности
Авторы хотели бы поблагодарить следующих людей, щедро подевшихся своим опытом: Кеннет Коэн, Дэвид Кроу, доктор медицинских наук Майкл Гнатт, доктор философских наук Брайан Грин, Салли Кемптон, Барбара Мак Даниэль, доктор медицинских наук Лоуренс Палевской и Элиот Токарь.
Список литературы
  1. Eisenberg DM, Kessler RC, Foster C, et al. Unconventional medicine in the United States. N Engl J Med. 1993; 328(4): 246-252
  2. Eisenberg DM, Davis R, Ettner S, et al. Trends in alternative medicine use in the United States 1990-1997; Results of a follow-up national survey. JAMA 1998;280(18):1569-1575.
  3. Reiki Alliance. www.reikialliance.org. Accessed November 3, 2002.
  4. http://nccam.nih.gov/health/whatiscam/. Accessed November 13, 2002.
  5. Capasso L. 5300 years ago, the Ice Man used natural laxatives and antibiotics.Lancet. 1998 Dec 5;352(9143):1864.
  6. Available at: http//reikihistory.topcities.com. Accessed November 3, 2002.
  7. Chang SO. Meaning of Ki related to touch in caring. Holist Nurs Pract. XX(Oct.):73.
  8. Becker RO. Acupuncture points show increased DC electrical conductivity. Am J Chin Med. 1976:(4);69.
  9. Haberley H. Reiki: Hawayo Takata’s Story. Olney, MD: Archedigm; 1990.
  10. Matsuura, P. Helping Hands. Honolulu Advertiser. Feb 25, 1974.
  11. Reiki therapy provides emotional well-being. Patient Education Management. November 2002. Volume 9, Number 11:130-132.
  12. Brill C, Kashurba M. Each Moment of Touch. Nurs Adm Q. Spring 2001 25(3):8.
  13. Bailey P. Healing touch. Hosp Physician. 1997;33(1)42.
  14. Lao-Tzu, Tao te Ching: A New English Version. Mitchell S. trans-ed. Harper Collins, 1992.
  15. Shiflett SC, Nayak S, Bid C, Miles P, Agnostinelli S. Effect of Reiki Treatments on Functional Recovery in Patients in Post-Stroke Rehabilitation: A Pilot Study. J Altern Complement Med. 2002 Dec;8(6):755-63.
  16. Hufford, DJ. CAM and cultural diversity: ethics and epistemology converge. In: Callahan D, ed. The Role of Complementary and Alternative Medicine: Accommodating Pluralism. Washington, D.C.: Georgetown University Press; 2002:15-35.
  17. Albert D. Quantum Mechanics and Experience. Cambridge, MA: Harvard University Press; 1992.
  18. Greene B. The Elegant Universe. New York, NY: Norton & Co.; 1999.
  19. Dyczkowski MSG. The Doctrine of Vibration. Albany, NY: SUNY Press; 1987.
  20. Ksemaraja, Singh J. Doctrine of Self-Recognition: a Translation of the Pratyabhinjnahrdayam with an introduction and notes by Ksemaraja. Albany, NY: SUNY Press; 1990.
  21. Longchenpa, Guenther H. Kindly Bent to Ease Us. Berkeley, CA: Dharma Publishing; 1976.
  22. Snellgrove D. The Hevajra Tantra: A critical study (London Oriental Series, Vol. 6). Oxford University Press; 1999
  23. Wile D. Tai-Chi Touchstones: Yang Family Secret Transmissions. Bklyn, NY: Sweet Chi’I Press; 1983.
  24. Walleczek J. Magnetiokinetic Effects of Radical Pairs: A Paradigm for magnetic Field Interactions with Biological Systems at Lower than Thermal Energy. Am Chem Soc. 1995:396 -420.
  25. Liboff A R Interaction Between Electromagnetic Fields and Cells. In: Chiabrera A, Nicolini C, Schwab H P, Eds. NATA ASI Series A97;New York, NY: Plenum;1985:281-296.
  26. Sadock BJ, Sadock VA. Alternative Medicine and Psychiatry. In: Kapan and Sadock's Synopsis of Psychiatry. Phildelphia, PA: Lippincott, Williams & Wilkins; 2003.
  27. Scales B. CAMPing in the PACU: using complementary and alternative medical practices in the PACU. J Perianasth Nurs. 2001;16(5)325-334.
  28. Engebretson J, Wardell D. Experience of a Reiki Session Altern Ther Health Med 2002;8 (2):48-53.
  29. Alandydy P, Alandydy K Using Reiki to support surgical patients. J Nurs Care Qual. 1999;13(2):89-91.
  30. Algarin, R. Using Reiki as a harm reduction tool and as a stress management technique for participants and self. Northeast Conference: Drugs, Sex and Harm Reduction Conference Syllabus. Harm Reduction Coalition and the Drug Policy Foundation, the ACLU AIDS Project and the City University of New York. 1995.
  31. Bullock M. Reiki: a complementary therapy for life. Am J Hosp Palliat Care 1997 Jan- Feb;14(1):31-33.
  32. Eos N. Reiki and Medicine. Grass Lake, MI: White Feather Press. 1995.
  33. Nield-Anderson L, Ameling A Reiki: a complementary therapy for nursing practice.J Psychosoc Nurs Ment Health Serv. 2001 Apr;39(4):42-49.
  34. Dillard J. The Chronic Pain Solution. New York, NY: Bantam; 2002.
  35. Brennan K What is Reiki and how does it work? Student BMJ. Aug 2001;292.
  36. Starn JR Energy healing with women and children. J Obstet Gynecol Neonatal Nurs. 1998;27(5):576-584.
  37. Rivera E, Gethner J Weaving the basket of self-care: building a community of wellness. Int Conf AIDS. 2000 Jul 9-14;13.
  38. Goldner D Helping Hands. POZ. June 2000.
  39. American Cancer Society www.cancer.org/ docroot/ eto/ content/ eto_5_3x_reiki .asp?sitearea=eto. Accessed November 3, 2002.
  40. The bridge to conventional medicine: a call for Reiki case reports. Reiki Magazine Intl. 2002; 4(3)32-33.
  41. Assefi N. Reiki for Chronic Conditions: An Overview. Available at:http:// www.newsletterson- line.com. Accessed February 2003.
  42. Miles P. Reiki training program development manual. New York,NY:ACT; 2002.
  43. Adams KE, Cohen MH, Eisenberg D, Jonsen AR. Ethical considerations of complementary and alternative medical therapies in conventional medical settings. Ann Intern Med. 2002;137:660-664.
  44. Cohen MH, Eisenberg, DM. Potential physician malpractice liability associated with complementary and integrative medical therapies. Ann Intern Med. 2002;136:596-603.
  45. Curtis P, McDermott J, Gaylord S. Preparing complementary and alternative practitioners to teach learners in conventional health professions. Altern Ther Health Med. 2002;8(6):54-59.
  46. O’Connor BB. Personal experience, popular epistemology, and complementary and alternative medicine research. In: Callahan D, ed. The Role of Complementary and Alternative Medicine: Accommodating Pluralism. Washington, DC: Georgetown University Press; 2002:54-73.
  47. Schmehr R.Enhancing the treatment of HIV/AIDS with reiki training and treatment.Altn Ther Health Med 2003:9(2)00-00.
  48. Ke M, Pittler MH, Ernst E. Systematic research is needed in alternative medicine. Arch Intern Med 1999; 159(17):2090-2091.
  49. Astin JA, Harkness E, Ernst E. The efficacy of “distant healing”: a systematic review. Ann Intern Med. 2000;132(11):903-910.
  50. Jadad AR, Moore RA, Carroll D et al. Assessing the quality of reports of randomized clinical trials: is blinding necessary? Control Clin Trials 1996; 17(1): 1-12.
  51. Wirth DP, Brenlan DR, Levine RJ, Rodriguez CM. The effect of complementary healing therapy on postoperative pain after urgical removal of impacted third molar teeth. Complement Ther Med. 1993;1:133-138.
  52. Wirth DP, Richardson JT, Eidelman WS. Wound healing and complementary therapies: a review. J Altern Complement Med. 1996;2(4):493-502.
  53. Wirth DP, Chang RJ, Eidelman WS, Paxton JB. Haematological indicators of complemen- tary healing intervention. Complement Ther Med. 1996;4:14-20.
  54. Wirth DP, Cram JR. Multisite surface electromyography and complementary healing intervention: a comparative analysis. J Altern Complement Med, 1997; 3(4):355-364.
  55. Mansour AA, Beuche M, Laing G, Leis A, Nurse J. A study to test the effectiveness of placebo Reiki standardization procedures developed for a planned Reiki efficacy study. J Altern Complement Med. 1999;5(2):153-164.
  56. Ai AL, Peterson C, Gillespie B, Bolling SF, Jessup MG, Behling BA, et al. Designing clinical trials on energy healing: ancient art encounters medical science. Altern Ther. Health Med.2001;7(4):83-90.
  57. Wetzel, W. Reiki Healing: a physiologic perspective. J Holist Nurs. 1989; Vol.7, No. 1 47-154.
  58. Wardell DW, Engebretson J. Biological correlates of Reiki touch healing. J Adv Nurs.2001;33(4):439-445.
  59. Sephton SE, Sapolsky RM, Kraemer HC, Spiegel D. Diurnal cortisol rhythm as a predictor of breast cancer survival. J Natl Cancer Inst 2000;92(12):994-1000.
  60. Brewitt B, Vittetoe T, Hartwell B. The efficacy of Reiki: Improvements in spleen and nervous system function as quantified by electro dermal screening. Altern Ther 1997;3:89-97.
  61. Olson K, Hanson J. Using Reiki to manage pain: a preliminary report. Cancer Prev Control. 1997;1(2):108-113.
  62. Chapman E, Milton G. Reiki as an intervention in drug and alcohol withdrawal and rehabilitation: almost a decade of experience. In Proceedings of The World Federation of Therapeutic Communities 21st World Conference, February 1-13,2002; Melbourne, Australia.
  63. Wirth DP The significance of belief and expectancy within the spiritual healing encounter. Soc Sci Med 1995; 41(2):249-260.
  64. Cassidy CM. Social science theory and methods in the study of alternative and complementary medicine. J Altern Complement Med, 1995;1(1):19-40.
  65. Hufford DJ. Cultural and social perspectives on alternative medicine: background and assumptions. Altern Ther Health Med. 1995;1(1):53-61.
  66. Jonas WB. Evidence, ethics, and the evolution of global medicine. In: Callahan D, ed. The Role of Complementary and Alternative Medicine: Accommodating Pluralism. Washington, DC: Georgetown University Press; 2002:122-147.
  67. Bankaitis-Davis B, Riley D, Tryon V, Trollinger D, Marsh V, Koga T, Storm K, Rihanek
  68. Nicholls N. Application of Gene Expressions Technologies for the Evaluation and Comparison of CAM and Conventional Pharmaceutical Therapies. International Scientific conference on Complementary, Alternative and Integrative Medicine Research; May 17–19, 2001; San Francisco, CA.
  69. Astin JA. Why patients use alternative medicine: results of a national study. JAMA, 1998;279(19):1548-1553.
  70. Available at: http://nccam.nih.gov/clinicaltrials/reiki.htm. Accessed November 14, 2002. 70. Available at: http://www.fammed.washington.edu/predoctoral/CAM/ research.htm. November 17, 2002.