Свяжитесь с нами

+7 (926) 617-06-03

Бонни Рэйнграбер, Кэрол Робинсон. Эффективноть тайцзи, йоги, медитации и целительских сеансов Рэйки в укреплении здоровья и повышении качества решения задач дипломированных медсестер (перевод в сокращении).

Raingruber B., Robinson C. The effectiveness of Tai Chi, yoga, meditation, and Reiki healing sessions in promoting health and enhancing problem solving abilities of registered nurses. Issues in Mental Health Nursing. 2007. 28:1141–1155.

Учитывая необходимость удержания квалифицированных медсестер в больнице на базе университета была разработана программа самопомощи, состоящая из занятий йогой, тайцзи, медитацией и сеансов Рэйки. Эффективность этого вмешательства оценивалась с помощью дневников и анализировалась с использованием феноменологического подхода Хайдеггера. В результате анализа были выделены следующие категории ответов медсестер: (а) расслабление тела, ощущения тепла, покалывания и пульсации; (б) улучшении качества решения задач; (в) повышение способность сосредоточиться на нуждах пациентов. Больницы готовы вкладывать средства в программы самопомощи медсестер, ожидая отдачу в качестве обслуживания пациентов.

Стабильный состав сестринских кадров являтеся одним из ключевых факторов обеспечения качества ухода за пациентами в стационарах (Schullanberger, 2000). Поддержание этой стабильности становится все более приоритетным, поскольку нехватка медсестер усиливается. Стресс, связанный с этой работой, способствует текучке кадров. Многие медсестры оставляют свою профессию, не достигнув пенсионного возраста (Aiken et al., 2001). Кроме того, от 35% до 60% молодых специалистов покидают эту работу в первый год после учебы, чтобы перейти на другое место (Godinex, Schweiger, Gruver, & Ryan, 1999).

Быстрый оборот пациентов и все более требовательные рабочие нагрузки доволнительно подрывают качество рабочей среды, в которой находятся медицинские сестры. Brathovde (2006) показал, что медсестры не регулярно заботятся о себе и не поддерживают свое здоровье, поскольку они пытаются содействовать укреплению здоровья многих других людей, оказавшихся в стационаре. Некоторые авторы утверждают, что практики помощи себе, такие как Рэйки, медитация, йога или тайцзи, способны помочь медсестрам избежать стресса и выгорания, справиться с высокой суетой и занятостью, поддержать себя и обеспечить поддержку пациентам (Brathovde, 2006; Cohen-Katz, Wiley, Capuano, Baker, Deitrick, & Shapiro, 2005; Gold & Thorton, 2001).

Исследователи изучили применение мероприятий самопомощи для снижения уровня стресса медсестер (Brathovde, 2006; Cohen-Katz et al., 2005; Mackenzie, Poulin, & Seidman-Carlson, 2006; McElligott et al., 2003; Oman, Hedberg, & Thoresen, 2006; Tsai & Crockett, 1993; Whelan & Wishnia, 2003) и обнаружили, что созерцательные практики, такие как Рэйки и медитация, помогают в снижении выгорания и решении проблем со здоровьем, связанных со стрессом. Тем не менее, не существует единой программы самопомощи, которая удовлетворит потребности всей этой прослойки независимо от возраста, физических сил и уровня интереса к ней (Detert, Derosia, Caravella, & Duquette, 2006). Кроме того, существует недостаток сравнительных исследований эффективности различного вида практик (Smith, 2004).

По этой причине три обучающих класса (йога, медитация и тайцзи), также сеансы Рэйки были включены в программу сохранения сестринских кадров больницы при университете. Программа удержания кадров была совместным продуктом трех университетов и медицинского центра (UCDMC). Она три года поддерживалась грантом от системы здравоохранения. Программа была внедрена в больнице, рассчитанной на 530 койко-мест, со средней ежедневной занятостью в 433 койко-места. Всего в больнице работают 1434 дипломированных медсестер, 420 из которых работают неполный рабочий день. Больница поддерживает модель при которой медсестры берут на себя ответственность за все аспекты ухода за пациентами. Текучка и количество вакансий варьируют в различных структурных единицах. Максимальные показатели текучки в травматалогии (15,6%) и ожоговом отделении (14,2%), в травматалогии также самый высокий уровень незакрытых вакансий.

Описание опций самопомощи

Лечение Рэйки было предложено в течение получаса во вторник и четверг утром, а также во второй половине дня в четверг перед самым началом ночной смены. Медсестры получали сеансы Рэйки в течение шести недель. Они лежали полностью одетыми на массажном столе, где им давали сеансы под мягкую музыку. Целитель (сертифицированный Рэйки-практик) помещал руки а позиции головы, груди, живота, коленей и ног слегка касаясь их тела.

Шивананда йога проходила каждый вторник сразу после дневной смены в течение одного часа в течение 3-х месяцев. В конце сессии йоги медсестры лежали на полу в шивасане. Преподаватель йоги проводил 5-ти минутную медитацию, в ходе которой медсестры визуализировали себя на отдыхе. В фоновом режиме играла мягкая музыка. Урок был посвещен изучению несложных асан и дыхательным упражнениям.

Уроки тайцзи проходили по средам с 5 до 6 вечера, так, чтобы те, кто начинал смену в 8 утра и заканчивал в 16-30, могли на нем присутствовать. Уроки тайцзи также сопровождались мягкой музыкой. Тайцзи, основанное на короткой форме Ян, состояло из ряда нежных движений и медитативных шагов, предназначенных для растягивания тела, повышения концентрации и улучшения осанки.

Эффективноть тайцзи, йоги, медитации и целительских сеансов Рэйки в укреплении здоровья и повышении качества решения задач дипломированных медсестерОрганизованные медитации проходили еженедельно по четвергам с 5 до 6 часов вечера до начала вечерней смены. Инструктор ставил мягкую музыку для облегчения управляемой релаксации. Использовались упражнения, описанные в книге Кристины Фельдман (Feldman, 2005) под названием "Сердце Мудрости".

Медсестры были приглашены посещать занятия по оказанию самопомощи, посредством рассылки по корпоративной электронной почте и бумажных листовок. Можно было выбрать любой вариант самопомощи, соответствующий интересам и расписанию. На занятия были приглашены все работающие в больнице медсестры. Но они могли выбрать только один из классов самопомощи для участия.

Качественный феноменологический подход (сокращено)

Темы или смысловые единицы были идентифицированы путем чтения и повторного чтения дневников. Далее единицы были сгруппированы по категориям таким образом, чтобы избыточные темы могли быть устранены. Каждая категория должна была вносить новый смысл по сравнению с предыдущими единицами. Каждый дневник первично вычитывался и повторно вычитывался таким образом, чтобы выделить повторяющиеся категории (Benner, 1994).

В конечном счете, смысловые единицы были объединены в три тематические категории: (а) расслабление тела, ощущения тепла, покалывания и пульсации; (б) улучшении качества решения задач; (в) повышение способность сосредоточиться на нуждах пациентов.

Результаты и обсуждение результатов (сокращено)

Расслабление тела, ощущения тепла, покалывания и пульсации. Внимание к физическим ощущениям и поиск в них смысла может иметь защитную функцию. Выгорание связано с "отсутствием доступа к телесной энергии, ресурсам и ощущениям"(Raingruber & Kent, 2003, стр. 464). Чтобы успокоиться до уровня, при котором можно чувствовать эти ощущения, нужно смягчить усталость и диссациацией (распадом) ощущений, часто ассоциируемых с выгоранием. Обсуждение. Эти результаты сходны с результатами Whelan and Wishnia (2003), которые изучали медсестер, дававших сеансы Рэйки другим людям. Эти медсестры рассказывали об ощущении покоя, течения энергии, а также снижении выгорания и более спокойное состояние ума. Saleebey (1992) утверждает, что отношение клинициста с внешним миром всегда опосредовано телом: "Тело знает то, что не известно уму" (стр.114). Merleau-Ponty (1964/1948) считают, что тело более спонтанно реагирует на события. Они считали, что "тело ощущает определенную атмосферу дополнительно к тому, что видят глаза и это предшествует когнитивным знаниям" (стр. 145). Это "телесное" понимание приходит прежде интеллектуального и зачастую более осмысленно. Vetleson (1960) описывает, как усиленные ощущения могут переопределить и пронизать восприятие мира" (стр. 343).

Улучшении качества решения задач. Наряду с заметно повышенной способностью решать проблемы медсестры также комментировали сопутствующие физические ощущения или зрительные образы, такие как ощущение пульсации или цветные огни. Эти наблюдения (синестезия, прим. переводчика) отражают опыт более чем одного органа чувств в феноменологии. Повышенная способность решить клинические дилеммы, вероятно была следствием того, что медсестры были спокойнее и более целенаправлены. Они описывали, что сохраняли чувство ясности и не втягивались в полемику. Обсуждение. Хотя никакие другие исследования не исследовали улучшение когнитивных навыков медсестер в похожих обстоятельствах, некоторые авторы предполагают, что такая связь возможна. Медитация и другие созерцательные практики могут сопровождаться моментами прозрения (Gravois, 2005). Dillbeck (1982) сообщил об увеличении когнитивной гибкости испытуемых после обучения медитации. Так и Orme и Johnson (2001) обнаружили рост поленезависимости у студентов, которые практиковали медитацию.

Повышение способность сосредоточиться на нуждах пациентов. Это происходило так, как будто ощущая большее расслабление в своей собственной жизни, медицинские сестры имели больше внимания, чтобы заметить тонкие сигналы от своих пациентов. Медсестры описали это как чувство присутствия, готовность быть со своими пациентами. Следует отметить, что медсестры описали более теплые чувства к своей работе после участия в классах самопомощи. Обсуждение. Аналогичные результаты для Рэйки получил Brathovde (2006), в исследовании которого после 1,5-часовой сеанса Рэйки медсестры и учащиеся на медсестер чувствовали себя "более присутсвующими" с пациентами и "более связанными" с другими людьми. Для медитации похожий результат показали Cohen-Katz с соавторами (2005). Общая цель медитации и других созерцательных практик заключается в том, чтобы ощущать свое тело, сосредоточиться на настоящем, пропускать чувства и ощущения (Kabat-Zinn, 1993). Умение "пребывать в своем теле", о которой медсестры узнали в классах самопомощи, была перенесена в рабочую обстановку. В своих дневниках медсестры сообщили, что оказались в состоянии отпустить беспокойство о том, что может произойти позже или размышления о следующем пациенте. Оставаясь "здесь и сейчас" медсестры замечали существенные клинические сигналы, которые иначе бы пропутили. В настоящем они просто взаимодействовали со своими пациентами. Некоторые авторы отмечают, что все рассмотренные практики - тайцзи, йога, медитация и Рэйки - учат сосредоточению и полному погружению в самих себя и свою практику, что снижает влияние внешних отвлекающих факторов (Seabourne, 2001; Yan, 1995).

Последствия

Если другие, более крупные, исследования покажут, что йога, медитация, тайцзи и Рэйки помогают медсестрам избежать выгорания и снижают их стресс, а также повышают их способность сосредоточиться на своих пациентах и улучшают навыки решения клинических проблем, будет осмысленно инвестировать средства в такие программы. Экономия, связанная со снижением затрат на текучку сестринского персонала, может окупить расходы на преподавателя йоги, инструктора медитации, тайцзи или Мастера Рэйки. Медсестры будут больше привержены больнице, если они считают, что больница в них заинтересована и готова вкладываться в поддержание их здоровья.

Учитывая высокую требовательность пациентов стационаров и сложность существующей практики ухода, трудно снизить рабочую нагрузку медсестер и уровень их стресса. Инновационный подход может быть связан с предложением программ, которые усиливают способность медсестер справляться с этими повышенными требованиями путем поддержания их собственного здоровья и уровня жизненной энергии. Программы по удержанию медсестер не должны ограничиваться исключительно медицинской, стоматологической, страховой или пенсионной программами. Предложение на выбор мероприятий по самопомощи, учитывающий интересы и уровень физических способностей и предпочтения различных групп медсестер, это хорошая идея. Если предложить несколько направлений на выбор, то размеры классов становятся приемлимыми. Медсестры смогут познакомиться с персоналом других подразделений, что приведет к большей сплоченности в больнице в целом, будет способствовать созданию и сохранению преимуществ, выходящих за пределы конкретного отделения. Вполне вероятно, что, инвестируя в здоровье своих медсестер, больница улучшит уход за споими пациентами и удержит дипломированных медсестер в период, когда их существенно не хватает. Результаты этого исследования показали, что классы самопомощи оценили как молодые, так и опытные медсестры.

Список литературы
  1. Aiken, L. H., Clarke, S. P., Sloane, D. M., Sochalski, J. A., Busse, R., Clarke, H., Giovnetti, P., Hunt, J., Rafferty, A. M., & Shamian, J. (2001). Nurses’ reports on hospital care in five countries. Health Affairs, 20(3), 43–53.
  2. Benner, P. (1994). Interpretive phenomenology: Embodiment, caring and ethics in health and illness. London: Sage.
  3. Brathovde, A. (2006). A pilot study: Reiki for self-care of nurses and health care providers. Holistic Nursing Practice, 20(2), 95–102.
  4. Caelli, K. (2000). The changing face of phenomenological research: Traditional and American phenomenology in nursing. Qualitative Health Research, 10(3), 366– 377.
  5. Cohen-Katz, J., Wiley, S., Capuano, T., Baker, D., Deitrick, L., & Shapiro, S. (2005). The effects of mindfulness-based stress reduction on nurse stress and burnout. Part III. Holistic Nursing Practice, 19(2), 78–87.
  6. Colaizzi, P. F. (1978). Psychological research as the phenomenologist views it. In R. S. Valle & M. King (Eds.), Existential phenomenological alternatives for psychologists (pp. 48–71). New York: Oxford.
  7. Detert, R. A., Derosia, C., Caravella, T., & Duquette, D. (2006). Reducing stress and enhancing the general well being of teachers using T’ai Chi Chih move- ments: A pilot study. Californian Journal of Health Promotion, 4(1), 162– 173.
  8. Dillbeck, M. C. (1982). Meditation and flexibility of visual perception and verbal prob- lem solving. Memory and Cognition, 10(3), 207–215.
  9. Feldman, C. (2005). Heart of wisdom: Mind of calm. Guided meditations to deepen your spiritual practice. London: Element: An imprint of Harper-Collins Publishers.
  10. Giorgi, A. (1985). Phenomenology and psychological research. Pittsburgh, PA: Duquesne University Press.
  11. Godinex, G., Schweiger, J., Gruver, J., & Ryan, P. (1999). Role transition from graduate to staff nurse: A qualitative analysis. Journal for Nurses in Staff Development, 15(3), 97–110.
  12. Gold, J., & Thornton, L. (2001). Simple strategies for managing stress, RN, 64(12), 65–68.
  13. Gravois, J. (2005). Meditate on it. Chronicle of Higher Education, 52(9), 1–7. Heidegger, M. (1962). Being and time. New York: Harper and Row.
  14. Husserl, E. (1964). The idea of phenomenology (W. Alston & G. Nakhnikian, Trans.).
  15. Kabat-Zinn, J. (1993). Meditate for stress reduction, inner peace: Excerpt from Bill Moyer’s healing the mind story. Psychology Today, 26(4), 36–44.
  16. Lincoln, Y. S., & Guba, E. G. (1985). Naturalistic inquiry. Beverly Hills, CA: Sage. Mackenzie, C. S., Poulin, P. A., & Seidman-Carlson, R. (2006). A brief mindfulness- based stress reduction intervention for nurses and nurse aides. Applied Nursing Research, 19(2), 105–109.
  17. Madison, G. B. (1988). The hermeneutics of post modernity. Bloomington: Indiana University Press.
  18. McElligott, D., Holz, M. B., Carollo, L., Somerville, S., Baggett, M., Kuzniewski, S. & Shi, Q. (2003). A pilot feasibility study of the effects of touch therapy on nurses. Journal of the New York State Nurses Association, 34(1), 16–24.
  19. Merleau-Ponty, M. (1964). Sense and nonsense (H. L. Dreyfus and P. A. Dreyfus, Trans.). Evanston, IL: Northwestern University Press. (Original work published 1948.)
  20. Oman, D., Hedberg, J., & Thoresen, C. E. (2006). Passage meditation reduces perceived stress in health professionals: A randomized, controlled trial. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 74(4), 714–719.
  21. Raingruber, B., & Kent, M. (2003). Attending to embodied responses: A way to identify practice-based and human meanings associated with secondary trauma. Qualitative Health Research, 13(4), 449–468.
  22. Saleebey, D. (1992). Biology’s challenge to social work: Embodying the person-in-environment perspective. Social Work, 37(2), 112–118.
  23. Sandelowski, M. (1986). The problem of rigor in qualitative research. Advances in Nursing Science, 8(3), 27–37.
  24. Schullanberger, G. (2000). Nurse staffing decisions: An integrative review of the literature. Nursing Economics, 18(3), 124–148.
  25. Seabourne, T. (2001). Taking clients to the next level of concentration. Idea Health and Fitness Source, 19(8), 38–44.
  26. Smith, J. C. (2004). Alterations in brain and immune function produced by mindfulness meditation: Three caveats. Psychosomatic Medicine, 66(1), 148–152.
  27. So, K. T., & Orme-Johnson, D. W. (2001). Three randomized experiments on the longi- tudinal effects of the Transcendental Meditation technique on cognition. Intelligence, 29(5), 419–441.
  28. Tsai, S. L., & Crockett, M. S. (1993). Effects of relaxation training, combining imagery, and meditation on the stress level of Chinese nurses working in modern hospitals in Taiwan. Issues in Mental Health Nursing, 14(1), 51–66.
  29. van Manen, M. (1990). Researching lived experience. Albany, NY: State University of New York Press.
  30. Vetleson, A. J. (1960). Perception, empathy, and judgment: An inquiry into the preconditions of moral performance. University Park, PA: Pennsylvania State University Press.
  31. Whelan, K., & Wishnia, G. S. (2003). Reiki therapy: The benefits to a nurse/Reiki practitioner. Holistic Nursing Practice, 17(4), 209–218.
  32. Yan, J. (1995). The health and fitness benefits of Tai Chi. The Journal of Physical Education, Recreation, and Dance, 66(9), 61–64.