Свяжитесь с нами

+7 (926) 617-06-03

Витале Анна. Жизненный опыт медсестер, дающих себе Рэйки (перевод - Елена Павлова).

Vitale A. Nurses’ Lived Experience of Reiki for Self-care. Holist Nurs Pract 2009;23(3):129–145.

Целью данного феноменологического исследования было изучение опыта медсестер, которые практикуют сеансы Рэйки для себя. Индивидуальные интервью были проведены с 11 медсестрами, отобранными по критериям исследования, которым задавали открытые вопросы, чтобы изучить их опыт в практике Рэйки, понять их восприятие Рэйки и оценить его значение для них. Для анализа данных был использован метод Колаизи (Colaizzi). Независимые эксперты проверяли результаты по завершении работ для соблюдения строгости и научной достоверности результатов. Тематические категории были сформированы вокруг тем ежедневного управления стрессом, самовосстановления, духовности, связи себя и других. Обсуждены следствия этих результатов для сестринской практики и сестринской подготовки. Даны рекомендации по потенциальному применению данных в рамках трансперсональной теории заборы Жана Уотсона. Ключевые слова: исследования Рэйки, самоуход Рэйки, сеансы самим себе, управление стрессом, контроль стресса.

Хотя не существует единой национальной организации для целителей и Мастеров Рэйки, Международный центр Рэйки подсчитал, что существует 300 000 практикующих Рэйки в США (4). Неизвестно, сколько из них медсестер, но традиция ухода имеет глубокую историю сенсорной терапии и соответствующей исследовательской практики (5,6). На протяжении более 30 лет, когда различные виды терапии, связанной с прикосновением, исследовались в рамках ухода за больными, была установлена связь этих видов лечения с контролем стресса, релаксацией и исцелением. Практика работы с энергетикой не является новой для дисциплины ухода (6,7). В последние 10-ть лет сеансы Рэйки использовались медсестрами, врачами и социальными работниками, а также другими специалистами, которые занимаются уходом за пациентами в больницах, хосписах и других учреждениях. По данным Американской Ассоциации больниц 15% американских больниц предлагают сеансы Рэйки своим пациентам (8). Медсестры и другие специалисты сообщают о результатах клинических наблюдений, по которым практика Рэйки способствует релаксации, уменьшает боль и стимулирует внутренние целительские процессы. Современные публикации наводят на мысль о том, что практика Рэйки актуальна для медицинских сестер (9-15). Тем не менее, не так много исследований изучают эффективность Рэйки и как вида терапии, и как самостоятельной практики для этой группы, что и составляет цель данного исследования.

Обзор литературы по Рейки

Факторы стресса в деятельности медсестер

Профессии, связанные с уходом, стрессовы по своей природе, что усугубляется целым рядом факторов, в том числе устойчивым дифицитом младшего медицинского персонала (28). Условия труда младшего персонала на рабочем месте связаны с утомляемостью, требовательностью пациентов и перенесением на медсестер отношения к своей болезни, а также психологическим и физическим стрессом, что способствует неудовлетворенности трудом и высокой текучести кадров, усугубляющейся их нехваткой (29-35). Ряд организаций в сфере здравоохранения взялись за разработку стратегий, направленных на расширение прав и возможностей медсестер и улучшение условий их труда (32, 36, 37), но многое еще только предстоит определить. Многим медсестрам приходится работать в условиях жестких требований к рабочему месту и недостатка времени для ухода за собой и управления стрессом (11, 38). При этом признается, что оптимальное физическое и эмоциональное здоровье имеет решающее значение для предотвращения выгорания среди медсестер и снятия стресса, поэтому медсестрам и другим медицинским работникам рекомендуются энергетические практики (39, 40).

Энергетические методы лечения и методология исследований

В литературе много исследований практик, связанных с терапевтическим прикосновением (TT, HT, Рэйки), но они ориентированы на пациентов (8, 41-44). Эти исследования сообщают о расслаблении, снижении тревожности, улучшении качества жизни, управлении болью и исцелении, хотя некоторые из этих исследований показывают смешанные или не подтвержденные статистически результаты (3,6,14,24,44). Согласно мнению Энгебретсона и Уорделла (1), Ли (45), а также Майлс и Тру (6) эти результаты показывают необходимость двойных (качественно-количественных, прим. переводчика) исследований в области энергетики, не сводимых к линейной фиксации количественных данных.

Исследования использования Рэйки медсестрами появились всего лишь 20 лет назад, и большинство опубликованных в течение последних 10 лет исследований проводилось с использованием исключительно количественной фиксации данных. Преобладающим направлением этих исследований были ориентация на пациентов, как правило, измерялась эффективность Рэйки для управления болью или тревожностью. Результаты этих исследований не всегда показывали достоверность различий, таким образом, на сегодняшний день, объем эмпирических данных, подтверждающих эффективность Рэйки, ограничен. Опубликованные данные не включают замер эффективности сеансов самим себе (1, 21, 27, 46-53). Негативные результаты были оспорены рядом авторов (54, 7, 49, 55, 47), все из которых пришли к выводам, что Рэйки не легко поддается трациционному научному анализу и использование количественной методологии исследования не являтеся оптимальным для фиксации эффективности энергетической работы.

Исследования эффективности Рэйки, управление стрессом и самопомощь

Условия, для которых Рэйки получило свое признание среди потребителей и специалистов в сфере здравоохранения, это управление стрессом и практика релаксации (расслабления). Хотя медики привыкли требовать систематических исследований, чтобы проверить эффективность методов, были опубликованы только 5 исследований о воздействии Рэйки на спокойствие-беспокойство, снижение стресса и релаксацию (27, 50, 56, 57, 58). Эти исследования были рассмотрены автором в другой публикации и обнаружилось, что к ним есть вопросы по достоверности результатов, влияющие на качество всего исследования. Таким образом, использование Рэйки для управления стрессом и релаксации или снятия депрессии слабо изучено (59). Только исследование Шор (50) однозначно показало, что Рэйки имеет положительные результаты. Шор провел экспериментальное исследование с использованием двойного слепого метода и конкретных критериев, включавшее 45 испытуемых и оценивающее влияние Рэйки на стресс и депрессию (Shore, 50).

Участники исследования Шор (Shore, 50) были рандомизированы на три группы и получили лечение Рэйки, дистанционного Рэйки и фиктивного Рэйки (плацебо). Воздействие занимало от 1 до 1,5 часов еженедельно в общей сложности на протяжении 6 недель. Предварительное тестирование и тестирование после воздействия были сделаны с помощью шкалы депрессии Бека (Beck Depression Inventory, BDI), шкалы безысходности Бека (Beck Hopelessness Scale, HS) и шкалы воспринимаемого стресса (Perceived Stress Scale, PSS), без существенных различий между группами по всем этим шкалам в предварительной проверке. Сравнение данных по многомерному методу MANOVA показало значительную разницу по шкале воспринимаемого стреса между группой Рэйки и группой плацебо (р 0,01, η2 = 0,18, η2 = 0,12), и по шкалам безысходности и депрессии между группой, получившей лечение Рэйки и группой плацебо (BDI, P = .05, η2 = 0,09; HS, P = .02, η2 = 0,12), а также между группой дистанционного Рэйки и группой плацебо (BDI, Р = 0,004, η2 = 0,18; HS, Р = 0,01, η2 = 0,14). Эффеект был статистически значимый, но имеющий сомнительное клиническое значение. Исследователь сообщил, что через год после воздействия существенные различия между группами лечения и контрольной группой все еще наблюдались по всем шкалам при уровне значимости P .05. Не было значительного снижения баллов по всем шкалам между предварительным и финальным замером в группе плацебо, пока члены этой группы не получили лечение Рэйки после завершения исследования с аналогичными результатами с экспериментальными группами (P .01).

Существует крайне мало исследований, которые посвящены эффективности Рэйки как метода самолечения, однако эта проблема была поставлена в связи с качественным исследованием Уилана и Уишни (60). Уилан и Уишни оценивали как медсестры и пациенты, которым эти медсестры давали сеансы, оценивают преимущества Рэйки. Исследователи получили данные о том, что сеансы себе позволили медсестрам снизить стресс и уменьшить эмоциональное выгорание, но эти описательные детали не были включены в основной отчет. Количественные исследования, проведенные Линдквист с соавторами, пришли к выводам, что медсестры используют методы дополнительной и альтернативной медицины для управления стрессом (61). Тем не менее, дальнейшие исследования были необходимы для того, чтобы определить конкретные условия, определяющие эффективность этих методов для снятия стресса и улучшения самочувствия. Новаторским стало пилотное исследование, проведенное Мак Эллиоттом с соавторами (62), посвященное изучению отчетов медсестер в ответ на связанную с прикосновением терапию. Были установлены следующие темы в отчетах: (1) важность прикосновений для ухода и получения удовлетворения от работы; (2) распознавание стресса и расслабления; (3) осознавание важности методов снятия стресса (копинговых стратегий) в решении рабочих проблем; (4) повышение понимания связи между телом и мышлением. Эти исследования показывают целесообразность дополнительного изучения влияния энергетической работы на управление стрессом, здоровье и релаксацию.

Растет количество публикаций, отмечающих важность методов самопомощи для медсестер для снижения утомлямости, истощения, повышения качества ухода и удовлетворения от работы (11, 38, 63-65). Комментарии исследователей, которые использовали Рэйки в количественных исследованиях или в небольших качественных под-исследованиях составляют еще один источник информации по сеансам самим себе (56, 57, 60). Анализ отчетов медицинских сестер, которые дают сеансы пациентам, является еще одной причиной для использования Рэйки в качестве метода самопомощи при управлении стрессом (13, 38, 66, 67). Хотя исследования эффектов Рэйки при уходе за пациентами уже ведутся, не существует систематических исследований сеансов самим себе среди медсестер в поддержку этих сообщений.

Теоретическая база ухода за больными

Это исследование построено на следующих теоретических основаниях. Связанные с прикосновениями практики (Touch practices) встраиваются в целостный уход за больными в концепции дальновидного руководства Флоренс Найтингейл (68), которая говорит о целительском влиянии окружения на энергетику человека. Модель унитарного человека Марты Роджерс (Science of Unitary Human Beings, 69) создает прочную основу для применения энергетической работы в уходе за пациентами. Роджерс принимает восточную идеологию, основанную на принципе единства и непрерывного энергетического взаимодействия человека и окружающей среды, и говорит о необходимости усилить энергетическое поле человека, чтобы максимизировать потенциал его здоровья (70). Джин Уотсон в своей Трансперсональной теории заботы развивает понимание заботы и предписывает медсестрам работать в целительской модели заботы, которая воплощена в целостной модели терапии ума, тела и духа. Трансперсональная теория заборы направлена на создание условий для самовосстановления человека, это неинвазивный подход, учитывающий цельность и комфорт окружающей среды и обстановки, способствующий развитию чувства благополучия и включению ресурсов самоисцеления. Новейшая работа Джин Уотсон дает теоретическое обоснование для такой практики (71-74).

Метод

Феноменология была использована в качестве методологии исследования для ответа на вопрос о том, каков жизненный опыт медсестер, практикующих Рэйки для себя. Феноменология восходит к философии Гуссерля и других. Феноменологический подход был реализован с помощью метода минимально структурированного интервью, направленного на выявление жизненного опыта участников исследования, а не исследователей, чтобы минимизировать смещение и обеспечить строгую научну точность (75-77).

Дизайн исследования

Данное исследование носит описательный характер на базе феноменологического подхода в соответствии с моделью Colaizzi (78), адаптированной Beck (79, 80). Максимально использовались методы саморефлексии, чтобы свести к минимуму смещение ответов, заданное исследователем. В соответствии с рекомендациями Поллио с соавторами (81) были собраны личные записи испытуемых до того, как начались интервью. Эти записи неоднократно перечитывались исследователем в течение всего сбора и интерпретации данных, чтобы не отклоняться от установок интервьируемого. Другим методом фисксации данных было ведение дневника исследователем, которое позволило документировать личные размышления, мысли, идеи и потенциальные отклонения по всему исследованию (79, 82, 83).

Критерии подбора участников

После того, как была разработана и согласована методология исследования, была сделана рассылка по электронной почте сети Американской Ассоциации Целостного Ухода (American Holistic Nurses Association, AHNA) и распространены листовки в центрах этой ассоциации в непосредственной географической близости от исследователя. Были использованы методы целевого поиска и "снежного кома" для подбора участников исследования. Критерии отбора были следующие: (1) зарегистрированные медсестры (RNS), которые считают себя Рэйки практиками, (2) сообщили, что используют практику Рэйки для себя, (3) говорят на английском, (4) были в состоянии сформулировать опыт использования Рэйки для себя. Медсестры, практикующие Рэйки, но не обученные мастерами Рэйки в традиции Микао Усуи, были исключены из исследования. Всем, кто удовлетворил этим критериям, было предложено принять участие в исследовании и все, кому было сделано такое предложение, дали свое согласие. Всего было отобрано 11 медсестер. Выборку продолжали набирать до получения избыточных данных по категориям и момента, когда добавление данных перестало влиять на категории (76, 84, 85). Отбор участников был сделан из 22 медсестр, из которых 7 потенциальных кандидатов не подошли по критериям отбора и с 4-мя не удалось установить связь по телефону или электронной почте после нескольких попыток. Все интервью были проведены в естественных условиях дома у участников или в месте, которое они предпочитали (82).

Этика исследования

Исследование было проведено после получения одобрения комиссии при Университете Вилланова (Villanova University’s Institutional Review Board). Каждый участник подписал письменное согласие со всеми деталями исследования до начала сбора данных. Конфиденциальность участников обеспечивалась заменой имен на инициалы, все собранные материалы были защищены. Вся информация, такая как аудиозаписи интервью, была доступна исследователям и внешним аудиторам только в обезличенном виде. Оригинальные записи интервью были стерты после того, как были сделаны транскрипты и данные прошли проверку (85, 86).

Процедура сбора и анализа данных

Демографические данные были собраны в ходе каждого интервью. В ходе интервью использовались только открытые вопросы. Исследователи начинали интервью с вопроса: Что побуждает вас использовать Рэйки для помощи себе? По ходу интервью задавались еще два открытых вопроса: Что для вас значит использование Рейки для себя? Продолжая разговор о Рэйки, вы хотите что-нибудь добавить к общему опыту вашей практики Рэйки для самих себя? Все интервью длилось от 28 до 61 минуты.

После завершения интервью, аудиозаписи были расшифрованы и оцифрованы. В соотвествии с рекомендациями (85) для большей точности исследования анализировались не только цифровые аудиозаписи, но и распечатанные стенограммы.

Анализ данных

Анализ данных проводился по методу Колайзи (Colaizzi, 78), адаптированному Беком (Beck, 79, 80) и включал следующие этапы: (1) фиксация данных в целом и их сути в транскрипте; (2) проверка достоверности транскрипта с каждым участником; (3) выбор значимых тезисов из транскриптов; (4) объединение тезисов по смыслу, пересчет сформулированных смысловых значений; (5) разделение смысловых значений по категориям; (6) разработка тематических блоков (смысловых групп); (7) эмерджентное дополнение тематических блоков; (8) интеграция каждого тематического блока (смысловой группы) в исчерпывающее описание, содержащее цитаты участников; (9) проверка достоверности полученных описаний вместе с участниками. Цитаты участников (собственные узнаваемые слова) сохранены согласно рекомендациям Бека для усиления метода Колайзи. Исследователи прошли через несколько итераций с участниками на разных этапах анализа данных. Протокол анализа в Приложении 1 является сокращенным примером строгости процесса интерпретации данных, который был использован.

Витале Анна. Жизненный опыт медсестер, дающих себе Рэйки
Строгость и надежность в феноменологическом анализе

Чтобы обеспечить достоверность данных, была использована проверка транскриптов участниками исследования (82). Десять медсестер подтвердили, что транскрипты точно отражают проведенное интервью. Две медсестры внесли дополнения, затем еще раз проверили точность записей. Исчерпывающее описание собственного опыта было подтверждено только для 10 участников и были предприняты многочисленные попытки, чтобы связаться с остальными. Никакой новой информации в результате рассмотрения и проверки данных не было внесено. Надежность и повторяемость данных была обеспечена за счет двух независимых и отдельных аутиторских проверок всех документов исследования экспертами, имеющими опыт в феноменологических исследованиях. Аудиторы проверяли соответствие интерпретации данным и их логическую связанность и подтвердили достоверность результатов.

Результаты

Двести пятьдесят два существенных тезиса относительно опыта медсестер в использовании Рэйки для себя были извлечены из транскриптов. 152 смысловых значения, сформулированные для этих тезисов, привели к 33 тематическим категориям. Темы были объеденены в 8 смысловых групп, и в каждом случае, 10 или все 11 медсестер предоставили данные, включенные в каждую из тем. Смысловые группы были разделены на крупные и мелкие кластеры данных. Большие и малые тематические категории были определены как данные, представляемые 6 и более медсестрами и данные, представляемые менее, чем 6 медсестрами. Финальный анализ включил 8 смысловых групп, 15 основных и 18 малых категорий, представленных в Таблице 1 Приложения 2.

Витале Анна. Жизненный опыт медсестер, дающих себе Рэйки

В этом исследовании участвовали 11 дипломированных медсестер, которые сообщили о своей подготовке I, II или III (Мастер) ступени в Рэйки Микао Усуи. Все участники исследования были женщины, проживающие в Средне Атлантическом регионе США. Для обобщения демографических данных, приведенных в Таблице 2 Приложения 3, использовалась описательная статистика SPSS версии 15.0 для Windows. Все участники исследования были опытными Рэйки-практиками, о чем свидетельствует не только продолжительность практики Рэйки, но и время, прошедшее с момента получения текущей ступени. Из 11 участников исследования большинство (6 человек) были на III ступени Рэйки (уровень Мастера), это самый высокий уровень сертификации. Большинство участников (6 человек) сообщили, что они используют Рэйки от 2 до 6-ти лет и также большинство (6 человек) имели от 2 до 8 лет опыта на своей нынешней ступени Рэйки. Многие из участников исследования были очень опытными медсестрами, работающими по этой специальности от 15 до 20 лет, причем 10 медсестер (91%) находились на момент исследования в возрасте от 45 до 60 лет. Эти данные позволяют предположить, что медсестры получили свои лицензии медсестер (RN) и начали практиковать Рэйки вскоре после этого. 9 человек (81%) рассказали и о регулярности практики в терминах "количества сеансов в неделю", это количество изменялось в диапазоне от многих до нескольких. Частота сеансов Рэйки самим себе изменялась в зависимости от обстоятельств и необходимости, самая высокая составила 3-4 сеанса в неделю. Только двое сообщили в демографической анкете, что используют Рэйки ежедневно, однако во время интервью медсестры говорили о Рейки как о ежедневной практике, особенно в рабочие дни. Участники сообщили, что используют Рэйки при уходе за больными без определенной выявленной переодичности. 72% медсестер (8 человек) практиковали другие энергетические практики помимо Рэйки, наиболее распространенными были Безконтактный массаж (Therapeutic Touch, ТТ) - 4 человека, Комплексная энергетическая терапия (Integrated Energy) - 2 человека и Целительское прикосновение (Healing Touch) - 1 человек. Всего участниками исследования были названы 8 видов различных практик из числа комплиментарных и альтернативных методов лечения в дополнение к Рэйки. 27% (3 человека) сообщили, что не применяют других энергетических методов помимо Рэйки и только 2 человека сообщил, что используют другие методы терапии, помимо Рэйки, для себя.

Витале Анна. Жизненный опыт медсестер, дающих себе Рэйки

Тематические блоки (смысловые группы)

Следующие темы отражали смысл практики Рэйки для самих себя в жизни участников исследования. Тематические блоки перечислены не в порядке убывания их значимости. Характерные примеры, которые представляют ядро каждой темы, описаны ниже, комментарии даны в Таблице 3 Приложения 4.

Взаимосвязанность и Дивинация

Медсестры сообщили, что практика Рэйки помогает им иметь духовный опыт Дивинации, своей связи с Высшей силой, позволяющей чувствовать себя полными или целостными. Медсестры полагали, что универсальная жизненная энергия, ощущаемая во время сеансов самим себе, позволила им ощутить взаимосвязанность всего живого "мы стали связаны со всем остальным", "Рэйки никогда не выходит из строя", "Рэйки [позволяет] просто открыться энергии". Их рассказы сообщали, что Рэйки самим себе укрепляет целительскую способность к заботе и способность любить себя и других, понимая, что они являются частью чего-то большего, чем они сами. Эти медсестры считали, что практика сеансов себе имеет основополагающее значение для ощущения взаимосвязанности себя, других и Вселенной. Основное направление их само-помощи связано с углублением своей духовности, включая осознание и принятие целей и задач на данном этапе жизни. Трансформация личности отразилась в их личной истории, например, найти смысл жизни и принять изменения, которые происходят на жизненном пути.

Путешествие к своей сути

Медсестры использовали сеансы Рэйки себе для повышения внимания к своей внутренней сущности и повышения устойчивости, они почувствовали пользу того, чтобы быть более осознанными вместо того, чтобы постоянно находиться в реактивном состоянии. Это привело к тому, что они стали "просто более спокойно относиться к жизни" и "находиться в текущем моменте". Это было описано как динамичный процесс в котором нужно регулярно давать сеансы Рэйки себе для поддержания баланса между собой и окружающим, чтобы "поддерживать себя в исправности" и воспринимать каждый момент как "путешествие, которое, вы раньше не делали", принимая происходящее как часть опыта Рэйки. Их истории рассказывают, что этот момент имел решающее значение для сохранения гибкости к происходящему в жизни, управления стрессом и "принятии вещей такими, какие они есть, а не такими какими их хочется видеть". Медсестры сообщили, что регулярные сеансы Рэйки себе способствовали этому сдвигу в осознавании. Они использовали энергию Рэйки для достижения спокойного и устойчивого состояния и это была главная причина, по которой они изначально начали давать себе сеансы.

Оазис покоя внутри рабочего дня

Медсестры обсуждали использование Рэйки до начала работы, но чаще использовали его прямо во время рабочего дня для сохранения центрации, равновесия и заземления, они видели в этом полезную стратегию для ежедневного управления рабочим стрессом. Медсестры сообщили, что в блоке сестринского персонала трудно найти тихое и уединенное место, чтобы дать себе Рэйки, поэтому часто они вынуждены были использовать ванную или душевую, описываемую ими как "мирное убежище". Несколько медсестер были на руководящих должностях и описывали свои офисы как "священное пространство", где они могут уединиться и дать себе Рэйки в течение дня. Хотя эти медсестры говорили, что они счастливы на своей работе, говоря о своем рабочем дне, они сообщали, что "находятся в информационной перегрузке", "чувствуют себя измученными" и эти переживания мешают их способности принимать важные решения по уходу за пациентами, которые легче принять "в спокойном месте". Никто из медсестер не сказал, что они практиковали Рэйки на работе более, чем один раз в течение дня, и по они по разному описывали продолжительность успокающего действия Рэйки. Из-за недостатка рабочего времени медсестры сообщали, что давали себе Рэйки на работе, используя только 1 или 2 позиции, называя позиции "руки на сердце (сердечная чакра)" или "руки на солнечном сплетении (третья чакра)". Также Рэйки описывалась как обычная ежедневная утренняя практика "зафиксировать намерение на день".

Связь релаксации и ясности

Медсестры сообщили, что первоначально они использовали Рэйки как энергетический метод расслабления, поскольку характерной реакцией на Рэйки является немедленная релаксация. Рассказывая о своем опыте, они закрывали глаза или использовали спокойный и мягкий голос, чтобы описать, как они чувствуют себя, достигая релаксации в Рэйки. Достижение состояния расслабления и спокойствия является неотъемлемой частью ясности мысли, разблокирует ответы на головоломные вопросы повседневной жизни и защищает от негативных последствий стрессовых факторов. Медсестры сообщили о лучшем тонусе, меньшей усталости и большим спокойствием, а также более ясном видение перспективы по занимавшему их вопросу после самостоятельного использования Рэйки. Регулярно давая себе сеансы Рэйки можно понять "колебание своего энергетического уровня", и они приняли, что достижение ясности и видение перспективы меняется изо дня в день, а релаксационный эффект всегда является частью практики Рэйки. Они признавали, что этот эффект более выражен при полноценном целительском сеансе Рэйки, который занимает больше времени и требует нескольких позиций рук, или при добавлении медитативной части к сеансу Рэйки. Медсестры говорили о сопровождающей Рэйки реакции релаксации как способе "держать стресс на приемлимом уровне" и "важной для управления повседневной жизнью".

Развитие осознавания целительской трансформации

Медсестры сообщили, что опыт сеансов Рэйки самим себе следует рассматривать в перспективе осознания целостности ума, тела и духа. Это целостное самоисцеление проходит в несколько этапов и уподобляется "путешествию". Благодаря этому осознаванию, медсестры были способны воспринимать энергетические блокировки или нарушение энергетического поля, которое препятствует самовосстановлению. Их истории фиксируют, что Рэйки как метода само-исцеления дал им возможность воспринимать свои внутренние целительские ресурсы. Медсестры считали, что энергия Рэйки распределялась по основным чакрам, чувство взаимосвязанности себя с миром и исцеление же зависили от баланса чакр. Они полагали, что Рэйки способно создать этот баланс, в том числе в случаях дисбаланса с какими-то определенными чакрами и демонстрировали это исследователю. Их истории показывали, как путь самоисцеления приводил к трансформации личности, включающей то, как они видят себя в мире и какие решения принимают, исходя из этого. Медсестры считали, что к самостоятельной практике Рэйки могут привести различные проблемы - психические или телесные - подобно "критическим точкам", которым необходимо лечение. Но они выражали "знание", что физические симптомы тела обычно показывают, что человеку нужна регулярная практика Рэйки для исцеления его эмоций или духа. Медсестры говорили, что используют Рэйки для снятия боли, улучшения сна или самовыражения и пришли к осознаванию, что нужно давать больше Рэйки для восстановления баланса чакр.

Личное пространство

Медсестры верили, что давая себе Рэйки они могли находиться "в своем собственном пространстве", в месте, в которое не нужно делить с кем-либо другим и где всегда чувствуешь себя хорошо. Они признают, что это происходит в течение различных периодов времени, но по мере практики наступает все быстрей. Это важно для достижения состояния релаксации и уединения. Истории медсестер демонстрировали, что они находились в измененном состоянии сознания во время сеансов Рэйки себе, от едва различимых до глубоких, внешне выглядящих как сон. Они соглашались, что практика дачи сеансов самим себе и медитации могут оказаться одним и тем же: "вы это не понимаете, пока делаете, но выходя, понимаете, что были там [в измененном состоянии сознания - прим. переводчика]".

Обеспечение помощи себе

Истории медсестер подбробно описывают, как они практикуют сеансы Рэйки самим себе, либо слегка касаясь различных позиций тела в традиционной манере от головы к ногам или начиная с Сердечной или Коронной чакры, или не прикасаясь к телу вообще. Месдестры считали, что могут находиться в Рэйки "мысленно", бессознательно и даже не задумываясь об этом, тем не менее, сеансы по методике с прикосновением к телу по позициям также необходимы переодически. Медсестры признают, что практика сеансов Рэйки индивидуальна от человека к человеку и сопровождается различными ощущениями во время сеансов, такими как тепло или пульсация. Их рассказы включали их ощущения во время практики, а также их понимание ступеней Рэйки, вариации по форме практики и собственный опыт исцеления. На каждой ступени опыт Рэйки становился глубже и богаче в результате взаимосвязанности ума, тела и духа. Они рассказывали о приходе "знания" или "духовного наставления" во время сеансов себе и это позволяло им почувствовать или увидеть нужно держать руки дольше или где Рэйки требуется. Медсестры считали это нормальным для практики Рэйки и не подвергали сомнению. Медсестры подчеркивали, что оптимальное исцеление с помощью Рэйки достигается во время полной сессии [полного целительского сеанса], обмена энергией со всеми чакрами на ежедневной основе, сформированной привычкой к само-помощи.

Взаимосвязь между уважением, заботой и уходом

Медсестры поняли, что в заботясь о других, они имеют возможность помочь себе. Они выразили мнение, что это может изменить парадигму сестринского ухода. Их истории содержат резюме случаев, когда с помощью использования Рэйки в сестринской практике было достигнуто повышение заботы и обмен энергетической информацией между ними и другими людьми. Сеансы Рэйки себе помогают "пополнять и дозаправлять" их способности к сестринской работе и требованиям ухода.

Витале Анна. Жизненный опыт медсестер, дающих себе Рэйки
Резюме результатов

Преимущества помощи себе, особенно для борьбы со стрессом, лежат в основе жизненного опыта медсестер, дающих себе Рэйки. Существует взаимосвязь между эффектом релаксации и ясности мысли у дающих себе Рэйки. Стабильная сосредоточенность и видение перспективы необходимы медсестрам, чтобы оставаться гибкими в повседневной жизни, особенно в суете рабочего окружения современного здравоохранения. Практика сеансов Рэйки себе индивидуализирована и имеет личное значение. Целительская практика Рэйки облегчает связь ума, тела и духа и работает с сознанием, что является неотъемлимой частью трансформации личности, опыта исцеления и углублением духовности. Использование сеансов Рэйки самим себе помогает медсестрам ощущать взаимосвязь себя, других и Вселенной, а также ощущать духовную связь со Святым Духом, Богом или некой Высшей Силой. Медсестры на более продвинутых ступенях Рэйки воспринимают эту практику в большей степени как практику духовной дисциплины, чем просто как комплиментарный и альтернативный метод лечения. Мистический опыт Рэйки и понимание гуманистических основ этой практики принимается теми, кто использует эту форму внутренней работы. Сеансы Рэйки самим себе повышают способность медсестер заботиться о себе и других благоговейно и с любовью. Рэйки способствует пониманию важности человеческой заботы в уходе за пациентами.

Обсуждение результатов

Важно понимать различие между стрессом, который разрушает и стрессом, который мотивирует. Однако стресс, который испытывают медсестры на рабочем месте, является эталонным примером разрушительного стресса, описанного Селье (87), ставящим под угрозу физическое, социально-психологическое и духовное благополучие. Истории медсестер отражают тревогу и напряжение от действия стрессовых факторов, включая быстро меняющуюся среду организаций здравоохранения. Результаты этого исследования подтверждают предыдущие отчеты о том, что стресс оказывает значительное влияние на удовлетворенность труда младшего медицинского персонала и чувство их внутреннего благополучие и оптимальное управление стрессом для медсестрер на рабочем месте является для них приоритетной (36, 37, 39, 88-91). Появляются публикации, ставящие вопрос: Что можно сделать для благополучия медсестер? Ряд авторов пришли к выводу, что не стоит впадать в зависимости от ситуации здравоохранения в целом и необходимо предложить персональные решения для медсестер, чтобы сохранить их работоспособность в условиях стресса (92, 93, 64, 89). Настоящее исследование показало, что использование Рэйки медсестрами оказалось полезным для их повседневной работы и борьбы со стрессом.

Существует все больше доказательств того, что лечение Рэйки, рассмотренное как часть целостной практики ухода, восполняет потребность медсестер в энергии, вызывая спокойствие, необходимое, чтобы оставаться сосредоточенными в стрессовой среде и повысить внутренние ресурсы для улучшения ответа на внутренние и внешние раздражители (11, 13, 25, 66, 67, 94). Выводы в рамках тематических кластеров "Сеансы Рэйки и Подготовка к рабочему дню" и "Сеансы Рэйки и рабочий день медсестры" соотносятся с этими новыми публикациями. В литературе обсуждается использование Рэйки как повседневной практики, но данные медсестер о самостоятельном использовании Рэйки в течение рабочего дня не сообщались ранее. Истории медсестер с описанными вариантами практики Рэйки бросают вызов более традиционных представлений о значении сокращенных сеансов Рэйки. Тем не менее, данные подтверждают мнение о том, что энергия Рэйки течет туда, где она нужна (14, 20).

Большой тематический блок "Релаксация и спокойствие" согласуется с сообщениями о том, что использование Рэйки способствует релаксации и спокойствию и это спокойствие является неотъемлимой частью практик управления стрессом (13, 63). Тематические блоки "Релаксация и ясность" и "Личное пространство" представляют специфические особенности сеансов самим себе, о которых ранее не сообщалось в литературе. Концепция баланса узнаваема в идее, которая занимает центральное место в истории Рэйки (3, 6, 11, 15). Медсестры дают богатое, яркое описание релаксации в сеансах Рэйки себе как "необходимое условие" для достижения сосредоточенности; это приводит к ясности мысли, неоходимой ежедневно для управления рабочим стрессом. Большой тематический блок "Чувство спокойствия / Баланс - Сдвиг к спокойствию / Баланс" показал индивидуальный характер реакций, балансирующие эффекты Рэйки были зарегистрированы как внутри, так и вне практики ухода (1, 2, 12, 20, 22, 38, 56, 60). Результаты данного исследования согласуются с более новыми исследованиями конкретных мероприятий по снижению уровня тревожности медицинских сестер. Уилан и Уишни (60) сообщили, что РЭйки снижает стресс и уменьшает эмоциональное выгорание медсестер в рабочее время, однако они не сообщают деталей. Экспериментальное исследование Бразвоуд (63), посвященное Рэйки как практике самопомощи для медицинских работников, показало, что участники исследования показали рост ряда показателей само-помощи и показателей заботливого отношения к другим.

Было очевидно, что медсестры в этом исследовании оценили целостность практики их опыт с сеансами Рэйки самим себе включал обостренное осознавание своего психического, эмоционального и духовного состояния, а также своего физического тела. Это согласуется с новейшей работой Энгебретсона и Ворделла (95). Выводы в тематическом блоке "Развитие осознавания целительской трансформации" показали, что медсестры считают, что лечение Рэйки действует на их физическое и эмоциональное состояние, пополлняя и восстановляя баланс энергетичекого поля для релаксации, мобилизации, управления стрессом, исцеления сознания, тела и духа, личностного развития и способности служить служить другим. Это согласуется с философией AHNA (American Holistic Nurses Association) по практикам, необходимым для медсестер (96). Результаты этого исследования подтверждают современные публикации по целительским практикам для медсестер. Медсестры могут лучше помогать укреплению здоровья и благополучия своих пациентов, если они заботятся о себе (65, 97-100). Индикаторы осознавания собственного исцеления были зафиксированы и отмечены в исследовании медсестер Уилана и Уишни (60). И, наконец, выводы данного исследования, в частности, в вопросе важности сеансов себе в целительских практиках, согласуются с моделью целостного ухода Торнтона и Голда (101).

Выводы по большом тематическому блоку "Духовность. Дивинация. Связь с Высшими Силами" соответствуют существующей литературе. Хотя Рэйки не является религиозной конфессией, духовность является центральным компонентом пяти принципов Рэйки Микао Усуи (20). Участники этого исследования сообщили, что использование Рэйки сделало их более духовными и углубило их связь с религиозностью и верой, что согласуется с публикациями Липински и Майлс (13, 14). Уилан и Уишни (60) показали, что 37% медсестер сообщают о своем духовном росте в связи с использованием Рэйки. Хемсли с соавторами выделили в целительском опыте участников своего исследования главную тему "Открытость к Духу" (98). Бразвоуд (63) сообщил, что участники его исследования признали духовность, связь с другими, связь с Высшими Силами и Вселенной, сакральность опыта Рэйки. В опубликованном докторском исследовании Робб (65) духовная тема была включена в модель жизненного опыта практикующих Рэйки дипломированных медсестер. Тематические блоки "Универсальная божественная энергия", "Взаимосвязь себя и других" и "Духовное исцеление" согласуются с этой литературой.

Ограничения исследования

Одним из ограничений этого исследования является то, что все медсестры были женщинами и гомогенность выборки по признаку пола ограничивает репрезентативность результатов. Выборка в основном включала высококвалифицированных дипломированных медецинских сестер, имеющих продвинутые ступени Рэйки, поэтому жизненный опыт менее опытных медсестер и тех, кто имеет только 1 ступень Рэйки, не может быть адекватно зафиксирован в этом исследовании. Второе ограничение связано с тем, что набор участников был реализован по критерию географической близости от исследователя, что ограничивает возможность обобщения. Третье ограничение заключается в том, что критерии отбора привели к большинству участников, являющихся членами AHNA (American Holistic Nurses Association), это однородная группа, которая может иметь схожие представления и опыт. Четвертое ограничение состоит в том, что все участники сами сообщили о том, что они прошли обучение традиционному Рэйки Микао Усуи, которое, хотя и является доминирующим в Соединенных Штататах, могло исключить тех, кто прошел обучение другим вариантам Рэйки. Пятое ограничение этого исследования в том, что оно было проведено только в одной стране.

Потенциальное применение Теории заботы Джин Уотсон

Новая Теория заботы Джин Уотсон была использована в качестве теоретической базы для данного исследования. Работа по уходу за больными в рамках гуманистической модели заботы и гуманистической методологии признает единство жизни и взаимосвязь человека с другими и Универсумом (73). По словам Уотсон, забота о других начинается с изменения себя и работа с целостной системой "сознание-тело-дух" является необходимой для любого лечения, а также что люди не могут быть рассмотрены отдельно от других. Уотсон с соавторами считает, что гуманистическая парадигма в науке имеет критическое значение для дисциплины ухода как гуманистической профессии (72. 102, 103). Она рассматривает уход как священную практику и призывает медсестер вернуться к сердцу и душе скорее, чем заниматься медицинской практикой (104). В соответствии с корнями этой профессии, Уотсон утверждает, что забота, в конечном счете, духовная практика и переводит трансперсональную заботу в практику, которая требует создания духа благоговения вокруг подобной работы (71, 105). Восприятие медсестрами Рэйки, включенное в тематический блок "Взаимосвязь между уважением, заботой и уходом" отражают точку зрения Уотсон.

Концепция заботы в уходе за больными включает в себя физический и метафизический план, а также любовь, сопереживание, благодарность и благоговение в отношении жизни и живых существ, себя и других (71, 72, 106). В рамках развития Трансперсональной теории заботы Джин Уотсон и Модели унитарного человека, Уотсон и Смит отмечают, что выбранные принципы трансперсональной заботы связаны с передовыми целительскими практиками, которые требуют осознанности и интенциональности в уходе за больными. Теоретики заботы полагают, что энергические методы работы приводят к расшению доступа к внутренним ресурсам, восстанавливая цельность, комфорт, баланс, гармонию и благополучие. Уотсон и Смит постулируют, что практика заботливого исцеления способствует такой же мудрости и транцедентности, которая воспитывается практиками развития духовной дисциплины, такими как медитация, йога или другие глубоко духовные практики (73, 74, 106).

На сегодняшний день было минимум исследований, соединяющих Рэйки и Концепцию трансперсональной заботы Уотсон, а также научных моделях по уходу. Медсестры в настоящем исследовании описывали истории о том, как Рэйки помогало их духовному поиску. Это согласуется с понимаем Уотсон обратной природы целительских практик ухода за больными [помогая себе - исцеляешь других, исцеляя других, одновременно получаешь целительский сеанс сам, прим. переводчика] (J. Watson, личное сообщение, 8 апреля 2008 г.). Описания медсестрами Рэйки, полученные нами в тематических блоках "Исцеление", "Связь Сознания, Тела и Духа и исцеление", "Любящее пространство - Эмпатия", "Взаимосвязь себя и других", "Духовное исцеление" и "Негативные эффекты стресса", подобны описаниям целительских эффектов заботы в постулатах Трансперсональной теории заботы (J. Watson, личное сообщение, 8 апреля 2008 г.). Существует предварительное соотнесение выводов в рамках тематического блока "Обеспечение помощи себе" с новейшей работой Уотсон (105). Это подтверждает, что медсестра, работающая в парадигме целительской заботы, должна жить соответственно в своей повседневной жизни, находя время для целительских практик, духовного поиска и сохранения собственной целостности (J. Watson, личное сообщение, 8 апреля 2008 г.).

Следствия для практики ухода за больными и образования

В условиях существующего дефицита младшего медицинского персонала, результаты этого исследования имеют прямые последствия для руководителей сестринских служб и их педагогов, так как они показывают инновационные способы привлечения и удержания медицинского персонала и поддержания его благополучения. Это исследование в вопросе самостоятельного лечения медсестер методом Рэйки является предварительным. Существует необходимость расширения исследований на медицинский персонал различных полов и разного уровня опыта. Тем не менее, результаты имеют три следствия. Первое следствие заключается в том, что использование Рэйки помогает в управлении стрессом, особенно во время рабочего дня. Использование практики Рэйки для себя дало способ самозащиты от разрушительной суеты современных организаций здравоохранения. Тем не менее, медсестры сообщили, что их личное пространство для исцеления в ходе рабочего дня сводилось к ванной или офису, места, где их не могли увидеть или осудить. Сбор доказательств от практикующих медсестер о пользе поощряющей само-восстановление окружающей среды и необходимость ее создания должна быть донесена до руководителей соответствующих служб. Второе следствие касается осознания ценности себя в качестве целителя в контексте целостного ухода за больными. Растет всеобщее понимание важности заботы, разработанное современными моделями заботы в уходе за больными, которые включают энергетические практики на основе механизмов комплиментарной и альтернативной медицины для реализации гуманистической модели заботы в рамках системы здравоохранения. Однако простое добавление практик комплиментарной и альтернативной медицины к существующей системе здравоохранения не достаточно, чтобы изменить эту систему и сделать ее целостной. Необходим радикальный сдвиг в философии и повышенное внимание к медсестрам и другим специалистам в области ухода в активной клинической практике в сочетании с перевоспитанием медицинских кадров может обеспечить этот сдвиг (99, 100, 105). Третье следствие касается необходимости акцентировать внимание к целительским практикам при подготовке дипломированных медсестер, особенно в условиях подготовки медсестер к медицинской среде 21-ого века. Медсестры в настоящее время должны входить в свою специальность через призму заботы и уважения к личности в целом, а это очень сильно сейчас варьирует от программы к программе (107). Несмотря на то, что в обучении пропагандируется целостный уход за больными, студенты заканчивают обучение с рудиментарным пониманием целостного процесса исцеления и отсутствием языка, чтобы выразить что забота может значить для них и других (39, 108). Члены профессиональных сообществ младшего медицинского персонала и их лидеры нуждаются в немедленном диалоге о содержании основного сестринского образования. Оно должно включать ценность заботы о себе, включая использование методов комплиментарной и дополнительной медицины, поскольку мы готовим медсестер для развития по пути гуманизма, заботы и изменению их практики в 21-веке.

Рекомендации для будущих исследований

Первая рекомендация касается повторения данного исследования на более широкой выборке медсестер, так как ограничения данного исследования влияют на развитие модели в настоящее время. Более крупное исследование добавит уверенности в данных для разработки модели жизненного опыта медсестер, практикующих Рэйки для самоисцеления. Исследование было проведено только в 1 стране, поэтому автор предлагает проведение совместного исследования, которое будет осуществлено в разных странах и культурах. Из-за вариаций в практике сеансов медсестер, показанной в этом исследовании, вторая рекомендация может касаться более детального изучения продолжительности сокращенных сеансов Рэйки и положений рук при них, которые могут способствовать снятию стресса во время рабочего для, с точки зрения потенциальной простоты использования Рэйки в требующих высокого темпа клинических условиях. Третья рекомендация касается проведения смешанных качественно-количественных исследований, посвященных влиянию само-лечения Рэйки на удовлетворенность, эмоциональное выгорание и удержание медицинских кадров. Подобное исследование может выявить другие полезные стороны Рэйки, помимо управления стрессом. Четвертая рекомендация состоит в том, чтобы исследовать совместимость Рэйки с моделью Джин Уотсон с привлечением медсестер, которые идентифируют себя как целители и дают себе сеансы. Информация, полученная от этого предполагаемого исследования, может внести свой вклад в понимание того, как забота о медицинских сестер о себе обеспечивает лучший уход своим пациентам. И, наконец, пятая рекомендация состоит в том, чтобы провести качественное исследование влияния духовных аспектов само-лечения Рэйки на укрепление религиозности и веры.

Список литературы
  1. Engebretson J, Wardell D. Experience of a Reiki session. Altern Ther. 2002;8:48–53.
  2. Honervogt T. The Power of Reiki: An Ancient Hands-On Healing Tech- nique. New York: Holt; 1998:5–99.
  3. National Center of Complementary and Alternative Medicine. Statis- tics on CAM use. http://www.nccam.nih.gov/health. Published 2005. Accessed March 21, 2007.
  4. The International Center for Reiki. What is Reiki? http://www.reiki. org/FAQ/FAQHomepage.html. Accessed December 10, 2008.
  5. Barnett L, Chambers M. Reiki Energy Medicine-Bringing Healing Touch Into the Home, Hospital, and Hospice. Rochester, VT: Heal- ing Arts Press; 1996.
  6. Miles P, True G. Reiki—A review of biofield therapy history, theory, practice, and research. Altern Ther. 2003;9:62–71.
  7. Wardell DW, Weymouth KF. Review of studies of healing touch. J Nurs Scholarsh. 2004;36(2):147–154.
  8. Gill L. More hospitals offer alternative therapies for mind, body, spirit. http//:www.usatoday.com/news/health/2008-09-14-alternative- therapies N.htm. Accessed December 10, 2008.
  9. Bullock M. Complementary therapies in hospice care: Reiki: a com- plementary therapy for life. Am J Palliat Care. 1997;14(1):31–33.
  10. Engebretson J. Hands on: the persistent metaphor in nursing. Holistic Nurs Pract. 2002;16:20–35.
  11. GallobR.Reiki:asupportivetherapyinnursingpracticeandself-care for nurses. J N Y State Nurses Assoc. 2003;34(1):1–5.
  12. Honervogt T. Reiki-healing and harmony through the hands. Positive Health. 2001;10:11–13.
  13. Lipinski K. Finding Reiki: applications for your nursing practice. Beginnings. 2006;26(1):6–7.
  14. Miles P. Reiki vibrational healing. Advances. 2003;19(3):47–54.
  15. Nield-Anderson L, Ameling A. Reiki—A complementary therapy for nursing practice. Altern Complement Ther. 2000;4:42–49.
  16. Petter FA. Reiki: The Legacy of Dr. Usui. Twin Lakes, WI: Lotus Light; 1999:13–40.
  17. Bohm D. Wholeness and the Implicate Order. New York: Routledge; 1980.
  18. Keegan L. Healing With Complementary and Alternative Therapies. Albany, NY: Delmar; 2001:249–266.
  19. Zukav G. The Seat of the Soul. New York: Simon and Schuster; 1989:40–73.
  20. Usui M, Petter FA. The Original Reiki Handbook of Dr. Mikao Usui. Twin Lakes, WI: Lotus Light; 2003.
  21. Shiflett S, Nayak S, Champa B, Miles P, Agostinelli P. Effect of Reiki treatments on the functional recovery of in patients in poststroke re- habilitation: a pilot study. J Altern Complement Med. 2002;8(6):755– 763.
  22. Stein D. Essential Reiki: A Complete Guide to an Ancient Healing Art. Freedom, CA: Crossing Press; 1996:16–27.
  23. Gerber R. A Practical Guide to Vibrational Medicine. New York: Harper Collins; 2000:119–172.
  24. Ochsman JL. Energy Medicine: The Scientific Basis. New York: Churchill Livingstone; 2001.
  25. Dossey B, Keegan L, Guzzetta C. Holistic Nursing: A Handbook for Practice. 4rd ed. Sudbury, MA: Jones & Bartlett; 2005.
  26. Umbreit AW. Healing touch: application in the acute care setting. AACN. 2000;11(1):105–119.
  27. Wardell D, Engebretson J. Biological correlates of Reiki touch healing. J Adv Nurs. 2001;33(4):439–445.
  28. Health Resources and Services Administration. Project supply, de- mand and shortages of registered nurses: 2000–2020. http:www.bhpr. hrsa.gov/healthworkforce/rnproject. Accessed February 12, 2007.
  29. Adams A, Bond S. Hospital nurses’ job satisfaction, individual and organizational characteristics. J Adv Nurs. 2000;32(3):536– 543.
  30. Aiken LH, Clarke SP, Sloane DM. Hospital staffing, organization, and quality of care: cross-national findings. Int J Qual Healthc. 2002;14(1):5–13.
  31. Aiken LH, Clarke SP, Sloane DM, Sochalski J, Silber JH. Hospital nurse staffing and patient mortality, nurse burnout, and job dissatis- faction. JAMA. 2002;288:1987–1993.
  32. American Association of Colleges of Nursing. Nursing short- age fact sheets 2005. http://www.aacn.nche.edu/Media/Fact Sheets/ nursfact.htm. Accessed November 10, 2006.
  33. Budge C, Carryer J, Wood S. Health correlates of autonomy, control and professional relationships in the nursing work environment. J Adv Nurs. 2003;42(3):260–268.
  34. Buerhaus P. A nursing shortage like none before. Creat Nurs. 2000;6(2):4–8.
  35. Joint Commission on Accreditation of Hospitals. Health care at the crossroads: strategies for addressing the evolving nursing crisis 2005. http://www.jcaho.org. Accessed February 12 2007.
  36. American Hospital Association. The hospital workforce shortage: im- mediate and future. Trendwatch. 2001;3(2):1–8.
  37. Institute of Medicine. Crossing the Quality Chasm: A New Health Care System for the 21st Century. Washington, DC: National Academy Press; 2001.
  38. Vitale A. The use of selected energy touch modalities as supportive nursing interventions. Are we there yet? Holistic Nurs Pract. 2006;20(4):191–196.
  39. DiGiacomo M, Adamson B. Coping with stress in the work- place: implications for new health professionals. J Allied Health. 2001;30(2):106–111.
  40. Chang EM, Hancock KM, Johnson A, Daly J, Jackson D. Role stress in nurses: review of related factors and strategies for moving forward. Nurs Health Sci. 2004;7:57–65.
  41. Fenton M. Therapeutic touch: a nursing practice. Altern Ther. 2003;9:34–35.
  42. Newsham G, Schuller-Civetela A. Large clinical study shows value of therapeutic touch program. Holistic Nurs Pract. 2003;17(4):189–192.
  43. Peters RM. The effectiveness of therapeutic touch: a meta-analytic review. Nurs Sci Q. 1999;21(1):52–56.
  44. Potter P. What are the distinctions between Reiki and therapeutic touch? Clinical J Oncol Nurs. 2003;7(1):1–3.
  45. Lee CO. Biomedical, complementary, and alternative medicine: significant issues. Clin J Oncol Nurs. 2004;8(6):670–674.
  46. Brewitt B, Vittretoe T, Hartwell B. The efficacy of Reiki: improvements in spleen and nervous system function as quantified by electro dermal screening. Altern Ther. 1997;3:89–97.
  47. Dressin LJ, Singg S. Effects of Reiki on pain and selected affective and personality variables of chronically ill patients. Subtle Energies Energy Med. 1998;9(1):53–82.
  48. Mackay N, Hansen S, McFarlane O. Autonomic nervous system changes during Reiki treatment: a preliminary study. J Altern Com- plement Med. 2004;10(6):1077–1081.
  49. Olson K, Hanson J, Michaud M. A phase II trial of Reiki for manage- ment of pain in advanced cancer patients. J Pain Symptom Manage. 2003;26(5):990–997.
  50. Shore AG. Long-term effects of energetic healing on symptoms of psychological depression and self-perceived stress. Altern Ther. 2004;10(3):42–48.
  51. Vitale A, O’Connor P. The effect of Reiki on pain and anxiety in women with abdominal hysterectomies: a quasi-experimental pilot study. Holistic Nurs Pract. 2006;20(6):262–274.
  52. Wetzel W. Reiki healing: a physiologic perspective. J Holistic Nurs. 1989;7(1):47–54.
  53. Wirth DP, Chang RJ, Edelman WS, Paxton JB. Haematological in- dicators of a complementary intervention. Complement Ther Med. 1996;4(14):20–24.
  54. O’Mathuna DP. Reiki for relaxation and pain relief. Altern Ther Women’s Health. 2003;4:29–32.
  55. Wirth DP, Barrett MJ. Complementary healing therapies. Int J Psycho- som. 1994;41(1):61–67.
  56. Schlitz B, Braud W. Reiki-plus natural healing: an ethnographic/ experimental study. PSI Res. 1985;4(3):100–123.
  57. Thornton L. A study of Reiki, an energy field treatment, using Roger’s science. Rogerian Nurs Sci News. 1996;8(3):14–15.
  58. Witte D, Dundes L. Harnessing life energy or wishful thinking? Reiki, placebo Reiki meditation and music. Altern Complement Ther. 2001;10:304–309.
  59. Vitale A. An integrative review of Reiki touch therapy research. Holis- tic Nurs Pract. 2007;21(4):167–179.
  60. Whelan KM, Wishnia GS. Reiki therapy: the benefits to a nurse/Reiki practitioner. Holistic Nurs Pract. 2003;17(4):209–217.
  61. Lindquist R, Tracy M, Savik K. Personal use of complementary and alternative therapies by critical care nurses. Crit Care Clin North Am. 2003;15:393–399.
  62. McElligott D, Holz M, Carollo L, et al. A pilot feasibility study of the effects of touch therapy on nurses. J N Y State Nurses Assoc. 2003;34:16–24.
  63. Brathovde A. A pilot study: Reiki for self-care of nurses and healthcare providers. Holistic Nurs Pract. 2006;20(2):95–101.
  64. Mariano C. The nursing shortages: is stress management the answer? Beginnings. 2007;27(1):3–4.
  65. Robb W. The lived experience of registered nurse Reiki practitioners: a phenomenological study using computer-mediated communication. Diss Abstr Int. 2006;67(12):AAT 3244768.
  66. Ameling A, Potter P. Complementary therapy, Reiki: caring for self, caring for others. Innovations Breast Care. 2000;2:41–44.
  67. Dinucci EM. Integrating energy healing in new environments and for self-care. Beginnings. 2006;26(1):10–11.
  68. Nightingale F. In: Dolan MB, ed. Notes on Nursing: What It Is and Is Not. New York: Barnes-Noble; 2003. Originally published in 1860.
  69. Rogers ME. An Introduction to the Theoretical Basis of Nursing. Philadelphia, PA: Davis; 1970.
  70. Malinski V, Manhart E. Martha E. Rogers: Her Life and Her Work. Philadelphia, PA: Davis; 1994.
  71. Watson J. Postmodern Nursing and Beyond. New York: Churchill Liv- ingstone; 1999:171–180.
  72. Watson J. Caring Science as Sacred Science. Philadelphia, PA: FA Davis; 2005.
  73. Watson J. Nursing 6843: nursing philosophies of theories and caring. Course presented at: University of Colorado; 2006; Boulder, CO.
  74. Watson J. Nursing 6833: aesthetics and wisdom traditions of caring-healing. Course presented at: University of Colorado; 2006; Boulder, CO.
  75. Husserl E. Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology. Gibson W, trans. New York, NY: Macmillan; 1952.
  76. Munhall PL. Phenomenology as a method. In: Munhall PL, Ed. Nursing Research: A Qualitative Perspective. 3rd ed. Sudbury, MA: Jones and Bartlett; 2001:123–184.
  77. Sandelowski M. Reembodying qualitative inquiry. Qual Health Res. 2002;12(1):104–115.
  78. Colaizzi PF. Psychological research as the phenomenologist views it. In: Valle RS, King M eds. Existential Phenomenological Alternatives to Psychology. New York: Oxford University; 1978:48–71.
  79. Beck C. The lived experience of postpartum depression: a phenomenological study. Nurs Res. 1992;41(3):166–170.
  80. Beck C. Perceptions of nurses’ caring by mothers experiencing postpartum depression. J Obstet Gynecol Neonatal Nurs. 1995;24(9):819–825.
  81. Pollio H, Henley T, Thompson C. The Phenomenology of Everyday Life. New York: Cambridge University Press; 1997.
  82. Lincoln Y, Guba E. Naturalistic Inquiry. Newbury Park, CA: Sage; 1985.
  83. Munhall PL. Nursing research and phenomenology. In: Munhall PL, ed. Nursing Research: A Qualitative Perspective. 4th ed. Sudbury, MA: Jones and Bartlett; 2007:145–210.
  84. Morse JM, Field PA. Qualitative Research Methods for Health Professionals. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage; 1995.
  85. Speziale HS, Carpenter DR. Qualitative Research in Nursing: Advancing the Humanistic Imperative. 4th ed. New York: Lippincott; 2007.
  86. Brink PJ, Wood MJ. Basic Steps in Planning Nursing Research. 5th ed. Boston, MA: Jones and Bartlett; 2001.
  87. Selye H. Stress Without Distress. Philadelphia, PA: Lippincott; 1974.
  88. McGowan B. Self-reported stress and its effect on nurses. Nurs Stand. 2001;15(8):33–38.
  89. Milliken TF, Clements PT, Tillman HJ. The impact of stress management on nurse productivity and retention. Nurs Econ. 2007;25(4):203– 210.
  90. Mimura C, Griffiths P. The effectiveness of current approaches to work- place stress management in the nursing profession: an evidence based literature review. Occup Environ Med. 2003;60:10–24.
  91. Salmond S, Ropis P. Job stress and general well-being: a compara- tive study of medical-surgical and home care nurses. Medsurg Nurs. 2005;14(5):301–310.
  92. Espeland KE. Overcoming burnout. How to revitalize your career. J Contin Educ Nurs. 2006;37(4):178–184.
  93. Geiger-Brown J, Trinkoff AM, Nielsen K, Lirtmunlikaporn S. Nurses’ perception of their work environment, health, and well-being. AAOHN. 2004;52(1):16–24.
  94. Yaglinski M. Transforming nursing care with Reiki. Nurs Spectr. 2001;10(2):16.
  95. Engebretson J, Wardell D. Energy-based modalities. Nurs Clin North Am. 2007;42:243–259.
  96. American Holistic Nurses Association. Position statements 2006. http://www.ahna.org. Accessed March 28, 2006.
  97. Hemsley M, Glass N. Nurse healers: exploring their lived experiences as nurses. Aust J Holist Nurs. 1999;6(2):26–31.
  98. Hemsley M, Glass N, Watson J. Taking the eagle’s view: using Watson’s conceptual model to investigate the extraordinary and transformative experiences of nurse healers. Holist Nurs Pract. 2006;20(2):85–94.
  99. Jackson C. Healing ourselves, healing others: third in a series. Holist Nurs Pract. 2004;18(4):199–210.
  100. Quinn JF. The self as healer: reflections from a nurse’s journey. AACN Clin Issues. 2000;11(1):17–26.
  101. Thornton L, Gold J. The art and science of whole-person caring. Surg Serv Manage. 2000;6(11):28–38.
  102. Watson J. Intentionality and caring-healing consciousness: a practice of transpersonal nursing. Holist Nurs Pract. 2002;16(4):12–20.
  103. Watson J. Caring theory as an ethical guide to administrative and clinical practice. Nurs Sci Q. 2006;30(1):48–55.
  104. Watson J. Love and caring. Ethics of face and hand—an invitation to return to the heart and soul of nursing and our deep humanity. Nurs Adm Q. 2003;27(3):197–202.
  105. Watson J. Nursing: The Philosophy and Science of Caring. Rev ed.106. Boulder, CO: University Press of Colorado; 2008.
  106. Watson J, Smith MC. Caring science and the science of unitary human beings: a trans-theoretical discourse for nursing knowledge develop- ment, J Adv Nurs. 2002;37(5):452–461.
  107. Halcon LL, Chlan LL, Kreitzer MJ, Leonard BJ. Complementary therapies and healing practices: faculty/student belief and attitudes and implications for nursing education. J Prof Nurs. 2003;19(6):387– 387.
  108. Horneffer KJ. Student’s self-concepts: implications for promoting self- care within the nursing curriculum. J Nurs Educ. 2006;45(8):311–317.